Испокон веков, с самого начала своего существования, человек обладал принимать, обрабатывать и передавать информацию. В древние времена это была информация об охоте, позже появилась информация о земледелии, и передавалась она от поколения к поколению в легендах, сказаниях и мифах, в наскальных рисунках и позже, с изобретением письменности, через письма. На заре существования человечества информации отводилась далеко не первая роль в существовании индивидуума, так как на первом плане стоял вопрос жизнеобеспечения. По мере развития общества человек накапливал все больше информации. Знания человечества расширялись в новые сферы и становились более глубокими. Некоторые современные философы, например Тоффлер и Белл разбивают существование человечества на три этапа (три волны).
Первый этап – сельскохозяйственный. От Китая и Индии до Бенина и Мексики, от Греции до Рима возникали и приходили в упадок цивилизации, сталкиваясь друг с другом и рождая бесчисленные пестрые картины. Однако за этими различиями скрывались фундаментальные общие черты. Везде земля была основой экономики, жизни, культуры, семейной организации и политики. Везде господствовало простое разделение труда и существовало несколько четко определенных каст и классов: знать, духовенство, воины, рабы или крепостные. Везде власть была жестко авторитарной. Везде социальное происхождение человека определяло его место в жизни и переход между слоями был практически невозможен (закрытые классы). Везде экономика была децентрализованной, так что каждая община производила большую часть того, в чем испытывала нужду.
На рубеже XVIII – XIX веков произошел взрыв, ударные волны от которого обошли всю землю, разрушая древние общества и порождая совершенно новую цивилизацию. Таким взрывом была, конечно, промышленная революция. Высвобожденная ею гигантская сила, распространившаяся по миру, - “вторая волна” - пришла в соприкосновение с институтами и изменила образ жизни миллионов. Так наступил второй этап в существовании человечества, так называемая “индустриальная цивилизация”. Мощнейшее развитие «индустриальная волна» пережила в XX веке, чему несомненно и изобретение электричества в конце XIX века. Когда было изобретено и выпущено в массы бесчисленное множество различных машин и устройств, призванных облегчить быт человека.
Но уже с 70-х годов XX века стала зарождаться новая волна – «информационная цивилизация» или, как еще ее называют, «постиндустриальная волна». Несомненно, информационную волну породила индустриальная. Это было просто неизбежным следствием развития научно-технического потенциала человечества. И подобно тому как в конце XVIII - начале XIX века сложилась постаграрная экономика, так сегодня технологически передовые секторы глобального общества переходят на стадию постиндустриальной экономики. В аграрной экономике хозяйственная деятельность была связана преимущественно с производством достаточного количества продуктов питания, а лимитирующим фактором обычно была доступность хорошей земли. В индустриальной экономике хозяйственная деятельность была по преимуществу производством товаров, а лимитирующим фактором - чаще всего капитал. В информационной экономике хозяйственная деятельность - это главным образом производство и применение информации с целью сделать все другие формы производства более эффективными и тем самым создать больше материального богатства. Лимитирующий фактор здесь - наличное знание”.
1. Общественное движение 30—50-х годов имело характерные особенности:
> оно развивалось в условиях политической реакции (после поражения декабри-стов);
> революционное и правительственное направления окон¬чательно разошлись;
> его участники не имели возможности реализовать свои
идеи на практике.
2. Можно выделить три направления общественно-политичес¬кой мысли этого пе-риода:
> консервативное (лидер — граф С. С. Уваров);
> западники и славянофилы (идеологи — К. Кавелин, Т. Гра¬новский, братья К. и И. Аксаковы, Ю. Самарин и др.);
> революционно-демократическое (идеологи — А. Герцен, Н. Огарев, М. Петра-шевский).
Б. Кружки 20—30-х годов
1. В условиях политической реакции, наступившей после раз¬грома восстания де-кабристов, новой формой общественной борьбы в России стало создание кружков пе-редовой, в ос¬новном студенческой, молодежи. Наиболее активно дей¬ствовали студен-ческие кружки в Московском университе¬те. С ним связаны первые шаги антиправи-тельственной деятельности В. Г. Белинского, А. И. Герцена, Н. П. Огарева.
2. В 1830 г. около В. Г. Белинского, сына военного врача, сло¬жился студенческий кружок «Литературное общество 11-го нумера», названный по номеру комнаты в уни-верситетском общежитии, где жил Белинский. Основное ядро кружка со¬ставляли: П. Я. Петров, сын учителя, ставший впоследствии известным ориенталистом; Н. Л. Григорьев, с которым Бе¬линский учился в Пензенской гимназии; Д. С. Протопо¬пов, автор критической статьи о Лажечникове, напечатан¬ной позднее в «Современнике»; М. Б. Чистяков, сын сельс¬кого священника, впоследствии автор «Очерка теории изящной словесности». За антикрепостническую драму «Дмитрий Калитин» Белинский в 1832 г. был исключен из университета, начал активно выступать в печати как литера¬турный критик и публицист.