в xix в. началось широкомасштабное изучение истории и культуры народов северного кавказа, в том числе адыгов и . именно тогда.начинается изучение устного народного творчества - богатейшего культурного наследия наших народов.
первые адыгские и просветители развернули беспрецедентную и нелегкую работу по сбору образцов устного народного творчества. неоценимую помощь им оказали представители передовой интеллигенции, которые бывали на кавказе. они не только оказывали теоретическую, горской интеллигенции, но также содействовали обработке и опубликованию собранных материалов. фактически все собранные материалы печатались в центральных и краеведческих изданиях. в таких периодических печатных органах, как « вестник», «библиотека для чтения» и в специально учрежденных кавказских изданиях - «сборнике материалов для описания местностей и племен кавказа», «сборнике сведений о кавказских горцах», «терском сборнике», «кавказском сборнике», газетах «кавказ», «терские ведомости», «ставропольские губернские ведомости» и др.
печатались нартские сказания, легенды, сказки, песни и другие жанры устного народного творчества горцев северного кавказа. им и мировая общественность ознакомилась с неповторимой культурой горцев. устное народное творчество адыгов и занимает исключительно важное место в их духовной культуре. оно являлось не одно столетие единственным и самым важным «инструментом» воспитания подрастающего поколения в духе патриотизма и отваги. через героический нартский эпос, сказки, сказания, легенды, пословицы и поговорки прослеживаются основные этапы народа. в фольклоре адыгов и отражены их видение окружающей природы, их взаимоотношений с другими . в устном народном творчестве перед нами предстают не только легендарные герои, но и реальные личности, которые играли важную роль в судьбе своего народа. эти герои не одно столетие служили примером в воспитании подрастающего поколения. в фольклоре отображены не только основные вехи народа, но и народная мудрость, и его талант
Шілдехана шілделік, шілде күзет – өмірге келген нәрестенің құрметіне жасалатын той. мал шаруашылығымен айналысқан қазақ халқы өмірге келгеннен кейін, жақындарына сүйінші сұрап жаушы жібереді. сүйінші хабарды жеткізгендер ұл туса – “ат ұстар” немесе “жылқышы”, қыз туса – “көйлек тігер”, “қырық жеті” немесе “сауыншы туды” деп хабарлаған. одан кейін туған-туыстар, көршілер және алыс-жақын ағайындар шілдеханаға жиналады да “бауы берік болсын” деп тілек айтып, шашу шашып келеді. шілдехана мәні алғаш нәрестені жын-періден қорғап, “күзету” деген сенімге саяды. сондықтан оны “шілде күзет” деп те атайды. бұл ғұрыптың түпкі мәні мен ананы тіл-көзден сақтау, жын-шайтандардан қорғау дегеннен туындаған. “шіллә” (“чілле”) парсы “қырық” деген мағына береді. дәстүрлі қазақ қоғамында үшін туылғаннан 40 күнге дейін қауіпті кезең саналған, оған дейін нәрестеге көп жолатпай, мен анасын жақсылап күткен (қ. қырқынан шығару). әсіресе, жас нәресте жатқан үйде үш (кейде 40 күнге дейін) күні бойы шам жағылып, “күзетілген”. кейіннен шілдехана ұлттық ойын-сауық кешіне айналған
в xix в. началось широкомасштабное изучение истории и культуры народов северного кавказа, в том числе адыгов и . именно тогда.начинается изучение устного народного творчества - богатейшего культурного наследия наших народов.
первые адыгские и просветители развернули беспрецедентную и нелегкую работу по сбору образцов устного народного творчества. неоценимую помощь им оказали представители передовой интеллигенции, которые бывали на кавказе. они не только оказывали теоретическую, горской интеллигенции, но также содействовали обработке и опубликованию собранных материалов. фактически все собранные материалы печатались в центральных и краеведческих изданиях. в таких периодических печатных органах, как « вестник», «библиотека для чтения» и в специально учрежденных кавказских изданиях - «сборнике материалов для описания местностей и племен кавказа», «сборнике сведений о кавказских горцах», «терском сборнике», «кавказском сборнике», газетах «кавказ», «терские ведомости», «ставропольские губернские ведомости» и др.
печатались нартские сказания, легенды, сказки, песни и другие жанры устного народного творчества горцев северного кавказа. им и мировая общественность ознакомилась с неповторимой культурой горцев. устное народное творчество адыгов и занимает исключительно важное место в их духовной культуре. оно являлось не одно столетие единственным и самым важным «инструментом» воспитания подрастающего поколения в духе патриотизма и отваги. через героический нартский эпос, сказки, сказания, легенды, пословицы и поговорки прослеживаются основные этапы народа. в фольклоре адыгов и отражены их видение окружающей природы, их взаимоотношений с другими . в устном народном творчестве перед нами предстают не только легендарные герои, но и реальные личности, которые играли важную роль в судьбе своего народа. эти герои не одно столетие служили примером в воспитании подрастающего поколения. в фольклоре отображены не только основные вехи народа, но и народная мудрость, и его талант