«Қазақ тілі мен әдебиеті» пәнінен 3-токсан бойынша жиынтық бағалау тапсырмалары Тарихи тұлғалар тағылымы Қызым – жағадағы құндызым, Ұлым – аспандағы жұлдызым Биоалуантүрлілік. Жойылып бара жатқан жануарлар мен өсімдіктер Наурыз және әлем халықтарының оны қарсы алу ерекшеліктері Тыңдалым Екі аяқтылар індегі бар күшікті сыртқа алып шықты. Жеті күшіктің бесеуін өлтірді де, екі кішкенесін тірі қалдырды. Кетерде бұның біреуінің тірсегін қиып қалдырды да, екінші біреуін - ең кенжесін алып жүріп кетті. Тұтқын болып кеткен көк күшік ауыл тұрғыны болды. Кішкене Құрмаш Көксерек деп ат қойып алды, жанынан да шықпайды. Көксерекке арнап итаяқ әзірледі. Түнде күшікті Құрмаш қасына алып жатады. Жаз ортасында Көксерек үлкейді. Бұл уақытқа шейін Көксеректі ауыл иттерінің бірде-бірі дос көрмеді, маңына жақындатпайды. Қасқырға шабатын батыл төбеттер бұны талап та тастайды. Көксерек жайында ауыл әйелдері түрлі өсек те таратып жүрді. - Ұры. Асырасаң да мал болмайды. Түнде қойды үркіте береді. Даланы жақсы көреді. Иттен қорыққаннан ғана үйде жатады,- дейді. Құрмаш бұл өсектің бәрін елемейді. Көксерек тамаққа өлгенше ашқарақ еді. Алдына құйып қойған асты кісі қарап тұрса, жаламайды, жемейді. Адам қарамаса, тамақты жоқ қылады. Егер қарны ашып кетсе, өзіне бермеген асты да жеп қояды. Кейде сондай жерде ұсталып, таяқ та жейді. Жаз ортасы келген кезде Көксерек зіңгіттей көк қасқыр болып шықты. Енді оны ауыл иттері талай алмайды. Өскен сайын суықтанып келеді. Сол мінезін байқаған үлкендер: - Енді бұны өлтіріп, терісін алу керек, —деді. Бірақ Құрмаш көнбеді. 1. Тыңдалым мәтіні бойынша 2 дұрыс жауапты анықтаңыз, қоршаңыз. (Екі дұрыс жауап үшін ) А) Адамдар екі кішкене күшікті ауылға алып келді. B) Көксерекке арнап Құрмаш тамақ құятын ыдыс дайындады. C) Көксерек ауыл иттерімен бірге жүреді. Д) Құрмаш Көксерек туралы әңгімелерді тыңдамады. [1]
Национальная одежда казахов вобрала в себя все лучшее, что смогли создать искусство и талант народных умельцев на протяжении веков. В ней нашли отражение образ жизни народа, уровень его производства, эстетические идеалы, отчетливо прослеживается влияние тех этнических компонентов, из которых исторически сложился казахский народ. Безусловно, на традиционный костюм казахов большое влияние оказал, прежде всего, кочевой образ жизни. Народные «дизайнеры» создавали одежду такой, чтобы она была удобна для езды на коне, согревала в зимнее время года и не была жаркой и тяжелой летом.
Большое влияние на формирование казахского костюма оказали соседние народы, с которыми казахи находились в тесной взаимосвязи. В нем можно найти особые черты, присущие, к примеру, национальной одежде русских, татар, каракалпаков, алтайцев, киргиз, узбеков и туркмен.
В отличие от традиционной одежды некоторых других народов, казахский костюм прост в композиции, целесообразен и отличается строгой нарядностью благодаря отделке мехом, вышивке, инкрустации. В нем невозможно найти изобилия в украшениях и слепящей пестроты красок, которые присущи, скажем, туркменам. Даже парадная одежда казашек не вызывает у чуждого казахской культуре человека ощущения переполненности. Безусловно, украшения играют некоторую роль в создании образа, но не главную. При этом также следует отметить, что всевозможные украшения появились в казахском костюме не потому, что кочевники стремились к красоте (в их жизненных условиях заниматься украшательством времени было не так много - постоянно кочевать с места на место вместе со стадами, со всей семьей, домашним скарбом в поисках пастбищ было делом нелегким), а для того, чтобы по ним можно было определить положение человека в обществе, его принадлежность к определенной социальной группе степного населения.
Древнейшими традиционными материалами для изготовления одежды у казахов были шкуры, кожа, шерсть домашних животных, тонкий войлок, сукно, которые казахи изготовляли сами. Использовали в основном овчину, реже шкуру коз и жеребят. Для бедных слоев населения была характерна одежда из шкур сайгаков, головные уборы из меха лисицы, выдры и других пушных зверей. Обеспеченные люди шили одежду из привозных материалов - шелка, парчи, бархата. Широко в одежде использовались хлопчатобумажные ткани.
Из меха и шкуры животных шили шубы, нагольные тулупы, головные уборы, безрукавки, зимние шаровары и нарядную верхнюю одежду. Снятую с животного шкуру просушивали, затем смазывали кислым молоком «айраном», смешанным с отрубями или мукой, а иногда просто заваренными отрубями. Зимой айран заменяли разведенным в воде казахским сыром «куртом». Затем шкуру свертывали мездрой внутрь, а через три-четыре дня промывали ее и укладывали в сильно соленую воду. После очередной просушки мездру соскабливали специальным ножом, кожу разминали вручную, и она приобретала белый цвет. Для придания коже большей белизны ее поливали разведенным в воде мелом. Выделанная кожа использовалась в одежде в сочетании с тканями.
Для изготовления нагольных тулупов и шаровар кожу подвергали дублению и окраске с различных красителей. Например, желтую окраску получали путем использования измельченного корня таранового растения, сваренного в кипятке, или корня ревеня, листьев и наплывов дикой яблони; красный - из корня растения уйран бояу, оранжевый - из сушеных корок граната.
Большое место среди материалов для казахской одежды занимала шерсть домашних животных. Ее использовали в качестве утепляющей подкладки для верхнего платья (халатов, бешпентов) и головных уборов. Многие виды одежды шили из войлока. Для его изготовления использовалась преимущественно белая шерсть, особенно ценным считался тонкий пух с шеи овец. Казахи издавна умели изготовлять и грубое сукно из верблюжьей или бараньей шерсти. Лучшая ткань получалась из шерсти молодых верблюдов. Сукно из овечьей шерсти использовали для изготовления одежды неимущие люди. Использовалось оно и там, где верблюдов почти не разводили.
Широкое распространение в казахской одежде получили китайские бумажные ткани, попадавшие на территорию Казахстана в виде подарков, военной добычи, в обмен на продукты кочевого хозяйства. Шелковые материи покупали в основном феодалы, так как только знатные богатые люди имели право носить шелковую одежду. Наиболее распространенными были шелка красного и желтого цветов.
1.ҚР Президенті Жарлығымен 1995 жылы 1 наурызда Қазақстан халқы Ассамблеясы құрылды.
2.Ассамблеяның мақсаты: Қазақстандағы барлық ұлттың тату өмір сүруіне жағдай жасау.
3.«Жерұйық» фильмінің режиссері – Сламбек Тәуекел.
4.Сценарийдің авторлары: Сламбек Тәуекел мен Сон Лаврентий.
5. Қазақ жеріне кәріс, неміс, түрік, шешен, күрд, т.б. ұлт өкілдерінің жер аударылып келген.
6. Фильмнің басты кейіпкері – Орынбай.
1.Указом Президента РК 1 марта 1995 года была создана Ассамблея народа Казахстана.
2.Цель ассамблеи: создание условий для мирного сосуществования всех национальностей в Казахстане.
3.Режиссер фильма-Сламбек Тауекел.
4Авторы сценария: Сламбек риск и Сон Лаврентий.
5.Фильм показывает, что на казахскую землю переселены представители корейской, немецкой, турецкой, Чеченской, курдской и др. национальностей.
6. Главный герой фильма-Орынбай.
Объяснение: