Мухтар Шаха́нов (каз. Мұхтар Шаханов; родился 2 июля 1942 года, Южно-Казахстанская область, Ленгерский район, село Каскасу) — советский и казахстанский поэт и писатель, экс-депутат Мажилиса Парламента РК, политический деятель. Народный писатель Казахстана (1996). Народный поэт Кыргызской Республики (1994). Родился 2 июля 1942 года. Бывший депутат ВС СССР. Выпускник Чимкентского педагогического института. Творчество автора переведены на русский и кыргызский языки. Происходит из подрода Кокмурын рода Торы-кыпшак племени Кыпшак[1][2].
В 1989 выступал в Кремле с посланием депутатам ВС СССР о сокрытии фактов насильственного подавления Декабрьских событии 1986 года.
В 2009 году возглавил движение против передачи миллиона гектаров сельскохозяйственных территорий на востоке Казахстана в аренду Китаю.
В 2017 году предложил перевести на латиницу не только казахский, но и русский язык в Казахстане[3].
В 2018 году раскритиковал Мукагали Макатаева, за что был осуждён в интернет обществе.
Карьера
1961 — корректор, литературный сотрудник газеты «Оңтүстік Қазақстан»;
1967 — собственный корреспондент газеты «Лениншіл жас» по Южному Казахстану;
1984 — главный редактор журнала «Жалың»;
1989 — депутат ВС СССР;
1991 — депутат Верховного Совета Казахстана;
1992 — председатель республиканского комитета по проблемам Арала, Балхаша и экологии Казахстана;
1993 — Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Казахстан в Киргизии;
2004 — Депутат Мажилиса Казахстана;
2007 — главный редактор журнала «Жалын», Председатель демократической партии Казахстана «Халық рухы».
2009 — председатель движения «Тәуелсіздікті қорғау»
Объяснение:
Бата беру — адал ниет, жақсы тілек білдірудің ұлттық дәстүрі. Дастарқан басында, түрлі жиын-тойларда, т.б. адам өмірінде кездесер ірілі-ұсақты қуаныштар кезінде той, қуаныш иесіне арнап қол жайып, бата береді. Сондай-ақ, қиын сапар, алыс жолға аттанған азаматына ақ жол тілейтін халқымыздың ежелден келе жатқан, кең таралған дәстүрлерінің бірі. Бата беретіндер, көбіне, көпті көрген ақсақалдар мен кемеңгер де дуалы ауызды билер болып келеді. Бата қысылғанда — қуат, қиналғанда—медет беріп, әрбір іс-әрекетіңе даңғыл жол ашып, бәле-жаладан қорғайды деп есептелген. Бата көзі тірілерге ғана емес, аруақтарға да жасалған. Батасыз, тілексіз өмір болмайды. “Батамен ер көгереді, жаңбырмен жер көгереді” деп халқымыз текке айтпаған. Батаның да қисыны, айтылатын, айтылмайтын жері болады, қуаныш пен тойдың ретіне қарай, соған лайық Бата тілегі болады.