Я люблю Тютчева, его философская лирика вроде бы проста и в то же время многогранна. Если у Фета настроение игривое, в каждой строке видно счастье и восторг свидания, то у Тютчева мы слышим горькое раздумье и тоску, что щемит сердце. В стихотворении царит настроение грусти, печали, недоумения, иронии. Одушевление у Тютчева - это не художественный прием, а философское убеждение. Для него природа является загадочным миром, в котором человек - песчинка. А ива – знак страдания всеобщего, безмерного сострадания. Она клонится, пытаясь укрыть, её дрожащие листы трепещут вместе с ветром и струями воды. Мы видим, что автор использует часто повторяющиеся согласные. Повтор Ш ( [ што] , клонишь, макушку, ловишь) в первой строфе, во второй строфе звуков [щ] (трепещет, блещет, плещет) , [ж] (каждый, бежит, нежась) можно рассматривать как звукоподражание, воспроизводятся звуки мира, времени, движения воды, ветра. Эпитеты придают выражениям образность и эмоциональность: дрожащие листы, беглая струя, жадные уста. Мир природы и мир души в философской лирике Тютчева передан сочетанием экспрессивной лексики и тоном спокойных и серьезных размышлений.
Рирода средней полосы России волнует поэтов и писателей на протяжении многих веков. Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива…» относится к самобытным поэтическим произведениям, посвященным природным красотам родного края. В первых трех четверостишиях стихотворения описывается тот момент, при котором происходит очищение души лирического героя. Тревоги, волнения уходят, «когда волнуется желтеющая нива и свежий лес шумит при звуке ветерка», «когда… ландыш серебристый приветливо качает головой», «когда студеный ключ играет по оврагу». Лирический герой внутренне спокоен, когда находится на лоне природы, наслаждается ее красотой и чувствует себя частью вселенной. Только такая сопричастность с природным миром позволяет «счастье… постигнуть на земле», а в небесах увидеть Бога. Лирическое стихотворение богато художественно-выразительными средствами, изображающими сущность настоящей красоты. Поэтические эпитеты создают атмосферу тихой таинственности: «под тенью сладостной», «румяным вечером», «в какой-то смутный сон», «таинственную сагу». Художественные олицетворения позволяют сделать описываемую картину живой: «волнуется желтеющая нива», «свежий лес шумит при звуке ветерка», «прячется в саду малиновая слива», «ландыш серебристый приветливо качает головой», «студеный ключ… лепечет мне таинственную сагу про мирный край, откуда мчится он». Природа как бы играет с лирическим героем, открывая ему свои неведомые грани. Лермонтовское стихотворение наполнено ощущением покоя, безмятежного счастья, которое разлито в природе. И только, осознав это, лирический герой говорит: Тогда смиряется души моей тревога, Тогда расходятся морщины на челе, – И счастье я могу постигнуть на земле, И в небесах я вижу Бога… Это стихотворение – внутренний монолог лирического героя. По своему настроению оно оптимистично и позволяет увидеть нам высшую истину.
Мы видим, что автор использует часто повторяющиеся согласные. Повтор Ш ( [ што] , клонишь, макушку, ловишь) в первой строфе, во второй строфе звуков [щ] (трепещет, блещет, плещет) , [ж] (каждый, бежит, нежась) можно рассматривать как звукоподражание, воспроизводятся звуки мира, времени, движения воды, ветра. Эпитеты придают выражениям образность и эмоциональность: дрожащие листы, беглая струя, жадные уста.
Мир природы и мир души в философской лирике Тютчева передан сочетанием экспрессивной лексики и тоном спокойных и серьезных размышлений.