0
сопоставьте тексты двух авторов-классицистов, поэтов xviii столетия. как вам кажется, как название ломоносовского стихотворения о кузнечике поясняет смысл стихотворения? какое из стихотворений вам нравится больше и почему? ответить на эти вопросы в формате мини-сочинения.
можно печатать.
м.в. ломоносов
стихи, сочиненные на дороге в петергоф, когда я в 1761 году ехал просить о подписании привилегии для академии, быв много раз прежде за тем же
кузнечик дорогой, коль много ты блажен,
коль больше пред людьми ты счастьем одарен!
препровождаешь жизнь меж мягкою травою
и наслаждаешься медвяною росою.
хотя у многих ты в глазах презренна тварь,
но в самой истине ты перед нами царь;
ты ангел во плоти, иль, лучше, ты бесплотен!
ты скачешь и поешь, свободен, беззаботен,
что видишь, всё твое; везде в своем дому,
не просишь ни о чем, не должен никому.
лето 1761
г.р. державин
кузнечик
счастлив, золотой кузнечик,
что в лесу куешь один!
на цветочный сев лужечик,
пьешь с них мед, как господин;
всем любуяся на воле,
воспеваешь век ты свой;
взглянешь лишь на что ты в поле,
всем доволен, все с тобой.
земледельцов по соседству
не обидишь ты ничем;
ни к чьему не льнешь наследству,
сам богат собою всем.
песнопевец тепла лета!
аполлона нежный сын!
честный обитатель света,
всеми музами любим!
вдохновенный, гласом звонким
на земле ты знаменит;
чтут живые и потомки:
ты философ! ты пиит!
чист в душе своей, не злобен,
удивление ты нам:
о! едва ли не подобен —
мой кузнечик — ты богам!
1802
Комедия «Недоросль», автором которой является известный деятель русской культуры восемнадцатого века, Денис Иванович Фонвизин. Это произведение можно называть пиком творчества, в котором показывается одна из главных проблем того века – рождение нового поколения и его воспитания. Пётр первый издал указ, по которому все юные дворянские сыны – недоросли должны были изучить грамматику, арифметику и закон божий, иначе они не могли ни поступить на службу, ни жениться.
Главные герои комедии – это Простакова, её муж и сын Митрофан. Простакова «презрелая фурия» проявляет грубое отношение к крепостным, но дальше мы видим, что такое отношение распространяется и на её мужа, и на воспитанницу Софью. Пользуясь своей властью, она бранит всех, теряя человеческий облик в порывах гнева. Жажда наживы и безнаказанность заставляет совершать ужасные поступки не только с крепостными крестьянами, но и с равными им дворянами. Простакова, хочет силой заставить Софью вступить в брак с Митрофаном, но вмешательство Милона останавливает её. Мы видим, что здравые мысли и доводы не повлиять на госпожу Простакову, только язык силы понятен для неё. Гордая и властная барышня готовая с лёгкостью унизить любого, сама же унижается. И мы видим, что эта сцена не только комичная, но в тоже время и страшная. Ведь для неё уже нет понятия собственного достоинства, под угрозой, что у неё отнимут имение, Простакова готова стать на колени. Бросившись к сыну в надежде найти защиту и понимание, она видит в нём себя. Ведь Митрофан жил в мире где кругом неуважение и хамство к людям и со словами: «Да отвяжитесь, матушка, как навязалась…» – он небрежно отталкивает свою мать. Мы видим Митрофана невежественным и зловещим, ведь он вырос без каких либо моральных принципов и в следствии этого стал агрессивным.
Комедия «Недоросль» до сих пор не теряет своей актуальности. Проблемы которые оказывает нам Фанвизин столь остры и сегодня. Вопросы воспитания, моральные принципы служение Родине можно назвать вечными. И для каждого поколения будет своё решение, ведь они не кажутся малозначимыми. Комедия «Недоросль» занимает достойное место в русской литературе.