1Когда он слег и тихо умирал,
2Рассказывает мать,
3День ото дня
4Все чаще вспоминал меня и ждал:
5«Вот Шурку бы… Уж он бы меня!»
«Мещерская сторона» - эта поэма в прозе великого художника слова Константина Паустовского, посвященного любимому им краю.
В этом краю, по словам писателя, нет особенных богатств и красот. Только прозрачный воздух, окутывающий огромные мещерские болота, луга, лесные реки и каналы, озера. Здесь можно увидеть сосновые боры, цветущие луга, или уже стога, пахнущие скошенной травой. Эту увиденную картину Мещерской стороны Паустовский сравнивает с картинами Левитана по своей скромной простоте. Но не в ней ли вся прелесть русской природы? Это ведь такое разнообразие красок, видов и форм, хотя совершенно незаметное с первого взгляда.
Писатель так нежно вспоминает о ночевках в стогу сена в октябре, когда вокруг идет уже достаточно холодный дождь, порывами налетает ветер – а в середине тепло, как в запертой комнате.
Сказкой звучит шум ветра над гигантскими соснами, когда их вершины «гнутся вслед пролетающим облакам». И вдруг там же так торжественно тихо, что можно за километр услышать бубенчик заблудившейся коровы. Вообще звуки края достаточно подробно описаны в рассказах. Читатель явственно слышит стук дятла, вой волков, свист иволги, крики других лесных птиц – и не забыты автором звуки гармоники вечерней порой, утреннее пение деревенских петухов и колотушка сторожа по ночам.
Темные воды озер по-своему привлекают не скрывающего свою любовь к этому краю писателя. Описание огромных мещерских болот, укрытых мхом, изредка ольхой и осиной наполняет душу спокойной тишиной, которую еще усиливает запах можжевельника и вереска. Поднимаешь голову – и видишь косяк журавлей или звезды, такие знакомые в этих широтах.
Паустовский пишет, что «нарушил обычай географов». Потому как те начинают описание какой-либо местности с точного указания широты и долготы, дают четкие границы. А он просто упоминает, что Мещерская сторона лежит между Владимиром и Рязанью, и до Москвы недалеко. Является этот край частью некогда «великого пояса хвойных лесов», тянущихся от Полесья до Урала. Когда то в этих лесах от набегов монголо-татар древняя Русь
Известно каждому, что добро, в его высоком и истинном понятии – это именно тот ориентир, к которому обязано стремиться человечество, это маяк, дарящий свой свет заблудившимся в нашем непростом мире путникам, это подлинная мораль, мир и гармония.
Человек, чьи помыслы и поступки направлены на добро, живет по-настоящему полной жизнью. Он, помещая свой посильный вклад в добрые дела, тем самым делает мир лучше, светлее и перспективнее, даря надежду на возрождение.
Того, кому неведомы бескорыстно добрые поступки, стоит ведь он лишен необычайно радостного и теплого чувства, наполняющего все существо настоящего дарителя. Тот, кто не совершает хороших дел, чьи мысли ограничены лишь собственными эгоистичными интересами, никогда не ощутит щедрости собственной души, в своей скудости прячась за соображения мелочного практицизма.
И если временами кажется, что жизнь – как бесконечно длинная дорога, и можно всегда успеть обратить свои мысли к добру, то подобные впечатления весьма обманчивы. Поэтому нужно спешить делать добрые дела, наполнять свою жизнь особенным смыслом, чтобы после горько не сожалеть об утраченных возможностях. Ведь не зря говорят, что любой хороший поступок возвращается сторицей, и того, кто с готовностью отдает людям тепло своего сердца, кто не равнодушен к горестям и бедам, кто делает добро, не требуя взамен оплаты, щедро награждает сама судьба.
Неправы и те, кто полагают, что человек растратить себя, совершая добрые дела и отдавая этому все свои силы. Напротив, добротой и искренностью человек обогащает самого себя, он становится мудрее и прозорливее. Он видит мир в ином, более чистом и прекрасном свете, и счастлив лишь тем, что может подарить кусочек своей пылкой и отзывчивой души ближнему.