события начинаются со странных явлений, когда многие жители как в старом, так и в новом свете слышат ночью мелодии, которые прямо с неба. однажды во многих возвышенных труднодоступных точках земли (горные вершины и верхушки высотных зданий) появляются странные флаги. никто не может понять, чьи это флаги и каким образом их туда доставили. выясняется, что гениальный изобретатель робур тайно сконструировал летательный аппарат тяжелее воздуха, похожий на вертолёт. размещением флагов он заявил о начале «завоевания воздушного пространства». робур приходит на заседание уэлдонского ученого общества (пенсильвания) и заявляет о несостоятельности покорения воздушного пространства при воздушных шаров.
американское общество аэронавтов (любителей путешествий на воздушных шарах) отрицает существование аппарата робура, не верит в перспективу авиации. на заседании общества происходит яростный спор между робуром и сторонниками воздушных шаров, который чуть не перерастает в столкновение. лишь поспешный уход, больше похожий на бегство, возмутителя спокойствия предотвращает дальнейшее развитие конфликта.
тогда робур похищает нескольких членов: председателя уэлдонского ученого общества прудента, секретаря фила эванса и слугу фриколлина и, поместив их на своём аппарате «альбатрос» в качестве гостей-пленников, совершает с ними кругосветное путешествие. путешественники пролетают над канадой, канадскими монреалем, оттавой, соединенными штатами америки с востока на запад, затем над тихим океаном, над дальневосточной частью россии, японией, китаем, над китайской столицей пекином, преодолевают гималаи, затем пролетают над индией, афганистаном, который жюль верн называет «кабулистаном», персией, каспийским морем, европейской частью россии, москвой, санкт-петербургом, швецией, норвегией, северным морем, францией, французской столицей парижем, италией, итальянской столицей римом, алжиром, пустыней сахара, тимбукту, дагомеей, где герои романа спасают местных жителей от жертвоприношения в честь смерти туземного царя, атлантическим океаном, патагонией, магелланией, а затем ураган подхватывает воздушный корабль и проносит его над антарктидой.
прудент, эванс и фриколлин, воспользовавшись тем, что команда занята ремонтом «альбатроса», совершают побег с воздушного аппарата, спустившись по канату на остров чатам, предварительно заложив в каюте динамит. воздушный корабль гибнет от взрыва в тихом океане. прудент и его спутники оказываются в гостях у туземцев острова, которые оказывают им почетный прием, а затем, случайно прибывшему к острову кораблю, через окленд возвращаются на родину. в сша герои начинают подготовку к испытаниям самого крупного аэростата «вперед». в день когда аэростат с прудентом и эвансом на борту поднимается в небо, вновь появляется «альбатрос». оказывается, что робур и его команда, после крушения своего воздушного корабля, спаслись на лодке. их подобрал корабль и в австралию. впоследствии робур прибыл на тайный остров икс, где расположилась основанная им колония, и воссоздал «альбатрос». в завершении романа робур демонстрирует преимущества своего летательного аппарата и триумф своего гения.
в романе образ робура неоднозначен. с одной стороны он предстает жестким человеком, действующим по праву сильного, похищает членов ученого клуба, не дает им свободу, одержим местью после гибели «альбатроса». с другой стороны, спасает пленников в дагомее и потерпевших кораблекрушение в тихом океане.
В. Закруткин — повесть «Матерь человеческая». В основе повести «Матерь человеческая» лежит реальный факт. «Ранней осенью 1943 года, — вспоминает автор, — мы покинули забитую войсками дорогу и поехали по степи, все больше удаляясь от магистральной дороги… В полдень мы въехали в черные развалины какого-то сожженного гитлеровцами хутора. На хуторе не было ничего живого… Мы уже приблизились к выезду из руин, как вдруг из какой-то темной норы выскочил голый мальчишка лет четырех, а следом за ним из этой же норы выползла едва прикрытая лохмотьями молодая женщина. Мы подняли плачущую женщину, и она, придя в себя, рассказала нам все, что ей пришлось пережить среди развалин родного хутора. Ей посчастливилось спрятаться в кукурузе. Вернулась она, когда сожженный хутор был пуст. Поселилась в уцелевшем погребе…». Тогда же, в перерыве между боями, Закруткин написал рассказ «О живом и мертвом», который был напечатан в 1944 году. Спустя много лет он решил написать повесть об этой женщине. Так появилась «Матерь человеческая». «Матерь человеческая» — это повесть о тяжких испытаниях, которые приносит человеку война, о горе, слезах, страданиях. Одновременно это произведение о великой русской женщине, ее душевной силе, ее мужестве, терпении и любви. Героиня повести Мария — женщина непростой, драматической судьбы. В гражданскую войну белогвардейцы расстреляли ее отца-коммуниста. Когда девочке было шестнадцать лет, умерла мать. Потом Мария вышла замуж, у нее родился сын, Вася. С приходом фашистов жизнь героини рухнула: на ее глазах они повесили мужа и десятилетнего ребенка, сожгли хутор, жителей стали отправлять в Германию. Марии чудом удалось спрятавшись в кукурузном поле. Она осталась одна на «чадной, повитой черным дымом, овеянной смертью земеле…». Убитая горем, Мария хочет умереть. Но она ждет ребенка, она «не одна…, в ней теплится иная, пока еще слитая с измученным материнским теплом, но уже своя отдельная, слабая жизнь…» Здесь словно происходит разговор разума и сердца героини: «Не убивайте его, идущего в мир! Он хочет жить!..» Здесь мы слышим и голос автора, он сливается с голосом неродившегося ребенка. И Мария остается в этом мире, ставшем для нее страшным, — среди трупов, пустоты, каркающих воронов. Она идет на кладбище, чтобы навестить своих близких, поделиться с ними своим несчастьем. Мария хочет посоветоваться с матерью, поговорить с дедом Корнеем. И это посещение кладбища дает ей новые силы. Очень важным эпизодом становится в повести встреча героини с раненым немцем, Вернером Брахтом. Она не смогла убить его, испытывая чувство жалости и сострадания. Убить раненого, юного, беззащитного мальчишку — значит стать вровень с фашистами, убившими ее семью. Это шло против природы, против высшей справедливости. Этот немецкий мальчик увидел в ней мать, и героиня стала названой матерью своего врага, вступила на путь утешительницы, заступницы. Образ Марии в этой сцене обретает символическую глубину, глобальность, соотносясь с образом Богородицы. И не случайно к ней возвращаются уцелевшие на хуторе голуби — символ святости в христианской традиции. Мария ухаживает за раненым немцем, а когда он умирает, хоронит его. Важным этапом в жизни героини становится ее встреча с детьми, которых она нашла в копне сена на хуторском поле. Оказывается, дети были эвакуированы из Ленинградского детского дома. С появлением на хуторе детей Мария словно оживает, возвращается к самой себе. Теперь нужно много работать, как-то устроиться для того, чтобы детей, помочь им выжить. Настоящим счастьем становится для нее рождение собственного ребенка. Трогателен и Символичен финальный эпизод повести: командир кавалерийского полка «опустился перед Марией на колени и молча прижался щекой к безвольно опущенной маленькой руке». Героиня Закруткина совершила великий подвиг — подвиг материнства. Истоки ее подвига заключались в ее великой душе, в любви, в милосердии, в вере в людей. Здесь искали:
события начинаются со странных явлений, когда многие жители как в старом, так и в новом свете слышат ночью мелодии, которые прямо с неба. однажды во многих возвышенных труднодоступных точках земли (горные вершины и верхушки высотных зданий) появляются странные флаги. никто не может понять, чьи это флаги и каким образом их туда доставили. выясняется, что гениальный изобретатель робур тайно сконструировал летательный аппарат тяжелее воздуха, похожий на вертолёт. размещением флагов он заявил о начале «завоевания воздушного пространства». робур приходит на заседание уэлдонского ученого общества (пенсильвания) и заявляет о несостоятельности покорения воздушного пространства при воздушных шаров.
американское общество аэронавтов (любителей путешествий на воздушных шарах) отрицает существование аппарата робура, не верит в перспективу авиации. на заседании общества происходит яростный спор между робуром и сторонниками воздушных шаров, который чуть не перерастает в столкновение. лишь поспешный уход, больше похожий на бегство, возмутителя спокойствия предотвращает дальнейшее развитие конфликта.
тогда робур похищает нескольких членов: председателя уэлдонского ученого общества прудента, секретаря фила эванса и слугу фриколлина и, поместив их на своём аппарате «альбатрос» в качестве гостей-пленников, совершает с ними кругосветное путешествие. путешественники пролетают над канадой, канадскими монреалем, оттавой, соединенными штатами америки с востока на запад, затем над тихим океаном, над дальневосточной частью россии, японией, китаем, над китайской столицей пекином, преодолевают гималаи, затем пролетают над индией, афганистаном, который жюль верн называет «кабулистаном», персией, каспийским морем, европейской частью россии, москвой, санкт-петербургом, швецией, норвегией, северным морем, францией, французской столицей парижем, италией, итальянской столицей римом, алжиром, пустыней сахара, тимбукту, дагомеей, где герои романа спасают местных жителей от жертвоприношения в честь смерти туземного царя, атлантическим океаном, патагонией, магелланией, а затем ураган подхватывает воздушный корабль и проносит его над антарктидой.
прудент, эванс и фриколлин, воспользовавшись тем, что команда занята ремонтом «альбатроса», совершают побег с воздушного аппарата, спустившись по канату на остров чатам, предварительно заложив в каюте динамит. воздушный корабль гибнет от взрыва в тихом океане. прудент и его спутники оказываются в гостях у туземцев острова, которые оказывают им почетный прием, а затем, случайно прибывшему к острову кораблю, через окленд возвращаются на родину. в сша герои начинают подготовку к испытаниям самого крупного аэростата «вперед». в день когда аэростат с прудентом и эвансом на борту поднимается в небо, вновь появляется «альбатрос». оказывается, что робур и его команда, после крушения своего воздушного корабля, спаслись на лодке. их подобрал корабль и в австралию. впоследствии робур прибыл на тайный остров икс, где расположилась основанная им колония, и воссоздал «альбатрос». в завершении романа робур демонстрирует преимущества своего летательного аппарата и триумф своего гения.
в романе образ робура неоднозначен. с одной стороны он предстает жестким человеком, действующим по праву сильного, похищает членов ученого клуба, не дает им свободу, одержим местью после гибели «альбатроса». с другой стороны, спасает пленников в дагомее и потерпевших кораблекрушение в тихом океане.