Поэма Полтава, написанная А.С. Пушкиным в 1828 году, повествует о таких значимых исторических личностях, как Петр I, Карл XII и другие. Любовная линия сюжета переплетается с исторической. Основное внимание писатель уделяет наблюдению над их поведением во время Полтавской битвы. Каждый сыграл в этом решающем бое очень важную роль.
Петр I перед сражением выглядит как прекрасный воин быстрыми движениями и сияющими глазами, но гневным лицом. Поэт сравнивает его с «божией грозой». Петр выступает в качестве примера для всей армии, у него важная цель – воодушевить солдат. В поэме есть описание того, как он мчится перед полками, чувствуется его могущество, радость перед боем – он «пожирал» поле глазами.
Шведский же король показан как полная противоположность русского царя. Карла XII несли слуги в качалке, он явился на поле битвы раненый и бледный. Автор использует слово «недвижим», чтобы показать разницу между находящимся в постоянном движении Петром и неподвижным шведским королем. Карл выглядит неуверенным в себе, смущенным – он двинул армию слабым жестом руки. Карл охарактеризован писателем как интересующийся только собственной выгодой правитель, немного флегматичный. А Петр напротив – всегда готов к решительным действиям, уверенный в себе и сильный военачальник. Петр обладает звучным голосом, окружен всегда толпой любимцев, он выглядит полным радости и силы.
А.С. Пушкин также использует образ И. Мазепы для характеристики императоров. Так, Мазепа называет шведа бойким и отважным, однако, не вести борьбу с «самодержавным великаном». Также он вспоминает о слепоте, упрямстве, нетерпеливости Карла, его легкомысленности и кичливости. Он называет императора Карла XII «воинственным бродягой», недооценивающим силы врага, вспоминая о своей былой военной славе. Но в нем скрыта угроза, непредсказуемая опасность.
Во время битвы полководцы ведут себя практически одинаково - оба спокойны, рассудительны, вдохновенно следят за ходом битвы. Окружающие их солдаты в это время охвачены волнением и тревогой, шведы терпят поражение, их дух сломлен.
1.ранняя смерть матери царевны. издалече наконец воротился царь-отец. на него она взглянула, тяжелешенько вздохнула, восхищенья не снесла и к обедне умерла. 2.злая мачеха. год прошел, как сон пустой, царь женился на другой. 3. высока, стройна, бела, и умом и всем взяла; но зато горда, ломлива, своенравна и ревнива. 4.больше всего она любила себя и ценила свою красоту. ей в приданое дано было зеркальце одно; свойство зеркальце имело: говорить оно умело. 5.злой замысел царицы. она, черной зависти полна, бросив зеркальце под лавку, позвала к себе чернавку 6. приказание чернавке отвести царевну в лес «на съедение волкам». и наказывает ей, сенной девушке своей, весть царевну в глушь лесную и, связав ее, живую под сосной оставить там на съедение волкам. 7. странствие королевича елисея в поисках царевны. королевич елисей, усердно богу, отправляется в дорогу за красавицей-душой, за невестой молодой. 8.жизнь царевны у семи богатырей. дом царевна обошла, всё порядком убрала, засветила богу свечку, затопила жарко печку, на полати взобралась и тихонько улеглась. 9. входят семь богатырей, семь румяных усачей. 10. день за днем идет, мелькая, а царевна молодая всё в лесу, не скучно ей у семи богатырей. 11.появление царицы. видит: нищая черница ходит по двору, клюкой отгоняя пса. 12.переодевшись монахиней, царица появляется у семи богатырей и дает царевне отравленное яблоко. кушай яблочко, мой свет за обед», — старушоночка сказала, поклонилась и 13.смерть царевны и прощание с ней семи богатырей. вдруг она, моя душа, пошатнулась не дыша, белы руки опустила, плод румяный уронила, 14.семь богатырей не стили хоронить царевну «она, как под крылышком у сна, тиха, свежа лежала, что лишь только не дышала. сотворив обряд печальный, вот они во гроб хрустальный труп царевны молодой положили — и толпой понесли в пустую гору 15.королевич отправляется на поиски пропавшей невесты, долго странствовал по свету, спрашивал о царевне у людей, у солнца, у месяца. только ветер указал ему на гору с глубокой пещерой, где находился гроб с царевной. там за речкой тихоструйной есть высокая гора, в ней глубокая нора; в той норе, во тьме печальной, гроб качается хрустальный 16.королевич находит невесту. перед ним, во мгле печальной, гроб качается хрустальный, и в хрустальном гробе том спит царевна вечным сном. 17.увидев мертвую царевну, королевич в отчаянии ударяется о хрустальный гроб, гроб разбился и царевна ожила. гроб разбился. дева вдруг ожила. глядит вокруг изумленными глазами, и, качаясь над цепями, привздохнув, произнесла: «как же долго я спала! » 18.смерть злобной мачехи. узнав, что царевна жива, мачеха умирает от тоски и злости. злая мачеха, вскочив, об пол зеркальце разбив, в двери прямо побежала и царевну повстречала. тут ее тоска взяла, 19.свадьба царевны и королевича елисея. свадьбу тотчас учинили, и с невестою своей обвенчался елисей; и никто с начала мира не видал такого пира; я там был, мед, пиво пил, да усы лишь обмочил
Произведение обладает конкретными реалистичными чертами. История, рассказанная Пришвиным, характеризуется очень точным временем и местом действия: первый послевоенный год, село возле Блудова болота. И, разумеется , происшествие с янастей и Митрашей могло случиться на самом деле. Почему же это сказка? В ,, Кладовой солнца" автор использует традиционные сказочные мотивы и черты. Герои произведения- двое детей, оставшиеся без родителей, напоминают сказочных сестрицу Аленушку и братца Иванушку. Сам Митраша назван ,, мужичком в мешочке" . Это прозвище также несет определенную фольклорную окраску. Даже эпизодические герои, такие, как лесник Антипыч, представлены в произведении как носители народной мудрости. Не зря в своей речи он использует пословицы и поговорки Кажется , что это человек все знает и всегда может Компас, доставшийся Митраше от отца, похож на какую- то волшебную вещь из сказки героям в их опасных приключениях. Компас назван ,, чудесной вещью". Сказочные элементы играют особую роль в произведении ,, Кладовая солнца". Благодаря им читатель не может забыть, что мир полон чудес, а человек должен обращаться к народной мудрости и опыту, впитавшему в себя представления о добре и зле.
Петр I перед сражением выглядит как прекрасный воин быстрыми движениями и сияющими глазами, но гневным лицом. Поэт сравнивает его с «божией грозой». Петр выступает в качестве примера для всей армии, у него важная цель – воодушевить солдат. В поэме есть описание того, как он мчится перед полками, чувствуется его могущество, радость перед боем – он «пожирал» поле глазами.
Шведский же король показан как полная противоположность русского царя. Карла XII несли слуги в качалке, он явился на поле битвы раненый и бледный. Автор использует слово «недвижим», чтобы показать разницу между находящимся в постоянном движении Петром и неподвижным шведским королем. Карл выглядит неуверенным в себе, смущенным – он двинул армию слабым жестом руки. Карл охарактеризован писателем как интересующийся только собственной выгодой правитель, немного флегматичный. А Петр напротив – всегда готов к решительным действиям, уверенный в себе и сильный военачальник. Петр обладает звучным голосом, окружен всегда толпой любимцев, он выглядит полным радости и силы.
А.С. Пушкин также использует образ И. Мазепы для характеристики императоров. Так, Мазепа называет шведа бойким и отважным, однако, не вести борьбу с «самодержавным великаном». Также он вспоминает о слепоте, упрямстве, нетерпеливости Карла, его легкомысленности и кичливости. Он называет императора Карла XII «воинственным бродягой», недооценивающим силы врага, вспоминая о своей былой военной славе. Но в нем скрыта угроза, непредсказуемая опасность.
Во время битвы полководцы ведут себя практически одинаково - оба спокойны, рассудительны, вдохновенно следят за ходом битвы. Окружающие их солдаты в это время охвачены волнением и тревогой, шведы терпят поражение, их дух сломлен.