буквально сразу после выхода романа и.а. гончарова «обломов» в конце 1859 года в журнале «современник» выходит статья известного критика н.а. добролюбова, посвященная основным сюжетным линиям романа, анализу главного героя и такому собирательному явлению, как обломовщина. к сожалению, до наших дней не сохранились рукописи статьи, однако живы первые типографские гранки, которые использовались при печати первого варианта статьи. сегодня эти реликвии хранятся в пушкинском доме академии наук .
как среди произведений есть свои шедевры, так и среди критических материалов статья добролюбова можно назвать вершиной его мастерства. в ней автор проявил оригинальность своей эстетической мысли, а его мысли стали самостоятельным документом, претендующим на общественно-политическую значимость. для автора «обломовщина» стала «знамением времени». он считал главного героя «живым современным типом», утверждая, что таких людей, как илья ильич, в российском обществе не так уж и мало. в статье добролюбова «обломовщина» являла собой определенную аллегорию крепостного права.
в статье добролюбова явно прослеживалось его мнение относительно того, что необходимо как можно скорее разорвать все связи, сложившиеся между революционной демократией и либерально-дворянской интеллигенцией. именно реакционная сущность последней, в отличие от революционного взгляда на жизнь первой, стало для добролюбова свидетельством разложения правящего класса. такое состояние автор считал опасностью для освободительной борьбы, которая велась в те годы внутри россии. и.а.гончаров в своем знаменитом романе «обломов» описывает жизнь одного единственного человека – ильи ильича обломова. его любимое занятие, которым он привык заниматься – это лежание на диване. он не трудится, поскольку для этого есть другие люди – крепостные, а он – барин. в его жизни нет места проблемам, решениям, планам, зато охотно находится место для мечтаний, халата и лени. несмотря на достаточно молодой возраст (главному герою едва исполнилось 32 года), он нигде не служит, у него нет причин и желания выходить из дома, он ведет размеренную и спокойную жизнь в своем имении – обломовке. и такая жизнь для него привычна и, что самое страшное, приятна. паразитировать на труде крепостных крестьян для него привычно, комфортно и, что самое страшное, нормально. что еще включается в понятие обломовщины? во-первых, это стремление к удовлетворению естественных, почти животных потребностей: главные занятия для них – приготовление еды с ее последующим поглощением и сон, ничем непобедимый. во-вторых, это косность и бедный духовный мир. жителей обломовки не интересует смысл жизни – для них важно лишь решение бытовых вопросов. в-третьих, невозможность сделать что-то полезное для общества. как результат – из любознательного и живого мальчонки, коим был илюша в детстве, он вырос в ленивого и ничего не желающего мужчину. и даже пылкое чувство в душе, возникающая любовь к ольге и искренняя дружба со стороны андрея, не смогли преодолеть лень и нежелание жить полной жизнью.
еще одним человеком, против которого были направлены основные тезисы статьи, был известный публицист и писатель а.и.герцен. как известно, последний выступал автором статей, в которых высказывалась иная от мнения добролюбова точка зрения относительно такого понятия, как лишние люди и той миссии, с которой они пришли на эту землю. нельзя сказать, что герцен не отреагировал на статью добролюбова, внеся изменения в свои прежние высказывания. опубликованная критическая статья «что такое обломовщина» вызвала противоречивую реакцию. консерваторы, либеральные дворяне, буржуазная общественность негодовали, а представители революционного вектора развития общества, наоборот, праздновали победу. даже автор, придумавший образ ильи ильича, согласился с добролюбовым.
с легкой руки автора статьи понятие «обломовщина» вошло в оборот и применялось многими политиками и революционерами того времени – в частности, в.и.лениным.
Сравнения: ...неведомая перед тем, \ Застенчивей плошки \ В оконце сторожки \ Мерцала звезда по пути в Вифлеем.
Она пламенела, как стог, в стороне \ От неба и Бога, \ Как отблеск поджога, \ Как хутор в огне и пожар на гумне.
Она возвышалась горящей скирдой \ Соломы и сена.
Он спал, весь сияющий, в яслях из дуба, /Как месяца луч в углубленье дупла.
с порога на деву, /Как гостья, смотрела звезда Рождества.
По яркой поляне листами слюды \Вели за хибарку босые следы.
На эти следы, как на пламя огарка, \Ворчали овчарки при свете звезды.
Морозная ночь походила на сказку.
Средь серой, как пепел, предутренней мглы \Топтались погонщики и овцеводы
Анафора и гипербола:
Все мысли веков, все мечты, все миры,
Все будущее галерей и музеев,
Все шалости фей, все дела чародеев,
Все елки на свете, все сны детворы.
Весь трепет затепленных свечек, все цепи,
Все великолепье цветной мишуры…
…Все злей и свирепей дул ветер из степи…
…Все яблоки, все золотые шары.
Инверсия: Доху отряхнув от постельной трухи \И зернышек проса, \Смотрели с утеса \Спросонья в полночную даль пастухи.
Часть пруда скрывали верхушки ольхи, \Но часть было видно отлично отсюда \Сквозь гнезда грачей и деревьев верхи.
Метафоры: Средь целой вселенной, \Встревоженной этою новой звездой.
Рассвет, как пылинки золы, \Последние звезды сметал с небосвода.
Эпитеты: небывалых огней; несметного сброда; с навьюженной снежной гряды.