В стихотворении «Весенние воды» запечатлено чувство, переживаемое людьми весной. Некрасов считал данное стихотворение «одною из лучших картин, написанных пером» Тютчева, и добавлял: «Сколько жизни, веселости, весенней свежести...! Читая его, чувствуешь весну, когда сам не знаешь, почему делается весело и легко на душе, как будто бы несколько лет свалилось долой с плеч, – когда любуешься и едва показавшейся травкой, и только что распустившимся деревом, и бежишь, бежишь, забывая, что бежать совсем неприлично, не по летам, а следует идти степенно и что радоваться тоже совсем нечего и нечему… »
Геннадий Никитин в статье «Люблю грозу в начале мая… » говорит, что образы, картины, чувства, заключенные в стихотворении «Весенние воды» «…представляются подлинными и живыми, они воздействуют на читателя непосредственно и глубоко, видимо, потому что находят отклик в подсознании. Согласованность и слитность смысла, слова и музыки усиливают этот эффект, проявляясь не как статичное, а подвижное, динамическое единство.
…Лирика Тютчева преимущественно не окрашена, а озвучена и приведена в движение. Природа изображается им в открытых и скрытых переходах и определяет типологию его стихов. В данном случае динамизм пьесы достигается двумя приемами, которые осуществляются и параллельно и перемешиваясь: во-первых, это словесные повторы («бегут» , «идет») , создающие иллюзию движения воды и весеннее половодье чувств, и, во-вторых, это система звукозаписи, имитирующая бульканье и переливы ручьев.
Стихотворение «Весенние воды» не велико по размеру, но в нем заключена объемная и панорамная картина пробуждения огромного мира, его изменения во времени. «Еще в полях белеет снег» , а перед нашим мысленным взором уже разворачивается «румяный, светлый хоровод» «майских дней» . Слово «хоровод» здесь не случайно. Оно очень старое, дремучее и сакральное. Оно призвано оживлять наше детство, игру, сказку и что-то другое, иррациональное. Оно включает нас в поэтический карнавал, в стихийное действо… »
Это стихотворение стало романсом (музыка С. Рахманинова) , разошлось на эпиграфы к различным сочинениям в прозе и стихах, часть строки «Весенние гонцы» сделалось названием известного романа Е. Шереметьевой.
Попробуем разобраться, что же означает эта короткая, емкая фраза.
В контексте романа «Мастер и Маргарита» сказанное было адресовано ситуации, связанной с романом безвестного писателя Мастера, который, отчаявшись, что издатели никогда не напечатают его творение, сжег свой роман. Только нечистой силе в лице Воланда удалось восстановить рукопись из пепла. Воланд, высоко оценивший роман Мастера, произнес фразу «Рукописи не горят» и вернул книге первоначальный облик.
Перефразируя известный сюжет, мы всегда сталкиваемся с ситуацией, когда все источники и носители информации недолговечны. К примеру, записанная на диск или флеш-носитель цифровая информация может исчезнуть под воздействием компьютерных вирусов, «сбросу» операционной системы. И лишь только то, что написано рукой человека на бумаге или распечатано с принтера, всегда останется под рукой.
Рассмотрим более наглядный пример. Сравним работу писателей: один из них из XIX века, а второй – наш современник. Л.Н. Толстой, работая над своими произведениями, писал только от руки, делая многочисленные копии одного и того же эпизода, отрывка. Так шлифовалось его писательское мастерство. А современный писатель сразу заносит свои тексты в компьютер. Но черновики Толстого дошли до наших дней, а файл с романом современного писателя можно удалить двумя действиями – самостоятельно, нажав определенные клавиши, а также утратить его под действием какой-либо серьезной компьютерной проблемы.
Таким образом, не стоит доверять технике, а хранить все продукты, созданные силой мысли и воплощенные в тексте, на бумаге – в рукописном или печатном варианте. Именно так можно хоть что-то сохранить для потомков.