В «Песне о Соколе» показан спор между Ужом и Соколом. У каждого героя этого короткого произведения своя жизненная позиция, каждый из них сделал свой выбор. Сокол стремится в небо, он видит смысл своей жизни в стремлении к высоте. А Уж, наоборот, ползает среди камней, небо кажется ему далеким, пугающим и совершенно ненужным. Данное произведение с полным правом можно назвать романтическим. Писатель использует прием аллегории, чтобы нарисовать столь фантастическую картину разговора между Ужом и Соколом. Жизнь гордой и великолепной птицы Сокола может показаться кому-то чрезмерно короткой. Действительно, постоянные полеты и сражения приводят к тому, что Сокол гибнет, но он умирает счастливым. Он сам говорит: «Я славно пожил!. . Я знаю счастье!. . Я храбро бился!. . Я видел небо… » Счастье и смысл жизни Сокол видит в полетах, для него дорого небо, завораживающее своими бескрайними просторами. Сокол абсолютно ничего не боится, он храбро сражается, проливает свою кровь. Смысл жизни Сокола в движении, в действии, в борьбе. У Ужа совершенно иная позиция. Его привлекает земля, камни, где «тепло и сыро» . Для Ужа небо — это «пустое место» . Уж не может летать, ему чуждо стремление ввысь, поэтому он с изрядной долей критики смотрит на Сокола. Для Ужа кажется странным, что умирающий Сокол так рьяно отстаивает свою позицию, доказывает, что истинное счастье в стремлении к небу. Уж начинает размышлять о судьбе Сокола. И приходит к выводу, что его мироощущение совершенно иное, нежели то, что было у Сокола. Уж говорит о себе: «Земли творенье — землей живу я» . И его позиция также является верной. Уж не создан для полетов, его жизнь протекает среди камней, песка, земли и пыли. Смысл жизни Ужа в том, чтобы прожить отведенный природой срок тихо и спокойно, не утруждая себя какими-то свершениями и подвигами. Жизнь Сокола можно сравнить с кратким, но ярким подвигом. Сокол поднимается над окружающей действительностью, сверкает, подобно яркой звезде. И своей жизнью, судьбой Сокол напоминает о вечном стремлении к чему-то прекрасному и возвышенному. Жизнь Ужа, наоборот, можно сравнить с обыденным, будничным и серым существованием. Подобную жизнь и судьбу можно назвать недостаточно яркой и волнующей. Но ведь и такая жизнь не может быть названа бесполезной. Она напоминает о необходимости ежедневно и ежечасно совершать обычные поступки, которые, может быть, и не кажутся особенно яркими и впечатляющими. Но они нужны в не меньшей степени, чем подвиги. Сокола и Ужа вполне можно сравнить с людьми. И если некоторые считают, что смысл жизни исключительно в героических свершениях, подвигах, то другие могут опротестовать это мнение. Подвиг — это краткий миг, а в остальное время смыслом жизни человека может быть простая, повседневная жизнь.
1. Почему произведение М. Ю. Лермонтова «Три пальмы» обозначено как восточное сказание и что в тексте подтверждает этот жанр? Какие слова и выражения передают восточный колорит сказания? Произведение Лермонтова «Три пальмы» названо восточным сказанием, так как, во-1-х, его сюжет вправду припоминает классические восточные сказания, а во-2-х, на восточную тему показывает спектр повествования и отдельные слова: песочные степи, аравийская земля, пальмы, сыпучие пески, пустыня, ковры, вьюки, верблюд, походные шатры, смуглые руки, чёрные глаза, араб, фарис, караван, Пророк. 2. Как вы думаете, почему погибли три пальмы? Чем были они недовольны? На кого роптали?3. Как вели себя люди из пришедшего каравана? Чем заканчивается сказание? Что хотел сказать поэт своим произведением? 2, 3. Я думаю, обстоятельств смерти пальм две: 1) то, что они возроптали на Бога; 2) разорванность внутренних связей меж природой и людьми. Человек совсем не задумывается о том, какой вред он наносит своими действиями природе
ответ: краткий анализ
перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением тучи.
создания – написано в апреле 1840 года в день отъезда на кавказ (вторая ссылка).
тема – одиночество и изгнание.
композиция – три строфы в форме обращения лирического персонажа к природе.
жанр – стихотворение, философская лирика.
стихотворный размер – четырёхстопный дактиль с перекрёстной рифмовкой.
эпитеты – “лазурная степь”, “жемчужная цепь”, “милый север”, “тайная зависть”, “злоба открытая”, “ядовитая клевета”.
олицетворение – “вечные странники”.
сравнение – “мчитесь вы, будто как я же, изгнанники”.
риторические вопросы – кто же вас гонит: судьбы ли решение? зависть ли тайная? злоба ль открытая? …(вся вторая строфа)
антитеза – “с милого севера – в сторону южную”
объяснение: