Моцарт и Чайковский... Великие имена рядом. Их творения недосягаемо прекрасны и до конца непостижимы... Не одно столетие дарят они слушателям минуты высокой радости, счастливых озарений, необходимого очищения души. Удивительно родство творческих натур обоих художников.
В знак восхищения Моцартом Чайковский создаёт сочинения в жанрах, распространённых в XVIII в., иногда сознательно приближаясь к стилю Моцарта, иногда — используя темы его произведений.
Обратившись к жанрам оркестровой сюиты, струнного квартета, Чайковский воскрешает традиции ансамблевого музицирования. Для широкого круга любителей музыки предназначены и фортепианные пьесы из «Детского альбома», пронизанные общительными песенно-танцевальными мелодиями.
В дневнике Чайковского можно прочитать такие записи:
«Играл Моцарта и восхищался. Мысль о сюите из Моцарта... Мне кажется, что этой сюите, благодаря удачному выбору вещей и новости характера (старина в современной обработке), предстоит большая будущность...»
Подлинным памятником великому композитору стала оркестровая сюита № 4 («Моцартиана»), включающая четыре пьесы В.-А. Моцарта, инструментованные П. Чайковским.
Об этой музыке норвежский композитор Э. Григ написал:
«Русский композитор Чайковский с тонким умением и с большим тактом собрал часть... хоровых и фортепианных вещей Моцарта в одну оркестровую сюиту, облечённую в современную инструментовку... Против такой модернизации старинного мастера, модернизации, предпринимаемой для проявления чувства восхищения, возразить ничего нельзя».
Зимняя вьюга царила в городе вчера. Еще днем, сидя на уроках в школе, я заметил, что погода портится. Сначала за окном просто стали падать снежинки с неба. Ветер подхватывал их и уносил. Он становился все сильнее и вихрем крутил снежинки.Небо обложили тяжелые снеговые тучи, и оно приобрело серый цвет. На улице стало пасмурно.Когда после уроков я вышел на крыльцо школы, то порыв ветра сразу бросил мне снег в лицо. Он был такой сильный, что даже сдувал снег с сугробов и осыпал им прохожих. Началась настоящая пурга. Мелкая снежная крошка стала сечь мне лицо. Поэтому я прикрыл лицо шарфом, а на лоб надвинул шапку.В этот день мы друзьями решили не играть в снежки, а после школы сразу помчались по домам.Потом я смотрел в окно и ждал родителей с работы. Темнело очень быстро, не так, как обычно. А ветер совсем разбушевался. Было видно, как люди, пригнувшись, бегут по улице скорей. Папа с мамой пришли домой все в снегу, хотя не играли в снежки. Папа показывал мне, как у него замерзли щеки: они стали совсем ледяные, и он сначала даже не чувствовал, как я к ним прикасаюсь.Вьюга весь вечер завывала на улице в проводах. А поздно вечером я заметил, что она стихла. На улице все стало белым-бело, пустынно и тихо, как в сказке. Все попрятались по домам от суровой зимней погоды.
В знак восхищения Моцартом Чайковский создаёт сочинения в жанрах, распространённых в XVIII в., иногда сознательно приближаясь к стилю Моцарта, иногда — используя темы его произведений.
Обратившись к жанрам оркестровой сюиты, струнного квартета, Чайковский воскрешает традиции ансамблевого музицирования. Для широкого круга любителей музыки предназначены и фортепианные пьесы из «Детского альбома», пронизанные общительными песенно-танцевальными мелодиями.
В дневнике Чайковского можно прочитать такие записи:
«Играл Моцарта и восхищался. Мысль о сюите из Моцарта... Мне кажется, что этой сюите, благодаря удачному выбору вещей и новости характера (старина в современной обработке), предстоит большая будущность...»
Подлинным памятником великому композитору стала оркестровая сюита № 4 («Моцартиана»), включающая четыре пьесы В.-А. Моцарта, инструментованные П. Чайковским.
Об этой музыке норвежский композитор Э. Григ написал:
«Русский композитор Чайковский с тонким умением и с большим тактом собрал часть... хоровых и фортепианных вещей Моцарта в одну оркестровую сюиту, облечённую в современную инструментовку... Против такой модернизации старинного мастера, модернизации, предпринимаемой для проявления чувства восхищения, возразить ничего нельзя».