Жизнь горцев в ауле по тексту "Кавказский пленник":
В произведении Толстого очень точно описывается быт горцев. Автор пишет, что они «едят руками, и руки все в масле». Затем они отправляются мыть руки, а потом молятся после еды. Для горцев вера имеет огромное значение. Также автор описывает некоторые обряды народа, например похороны: «Завернули мертвого в полотно, без гроба, вынесли под чинары за деревню, положили на траву. Пришел мулла, собрались старики, полотенцами повязали шапки, разулись, сели рядком на пятки перед мертвым». А затем добавляет, описывая поминки: «Три дня ели кобылу, бузу пили, покойника поминали. Все татары дома были».
Также Толстой отмечает роль семьи для человека, описывает семейный уклад, который может удивить русского человека: «У него было три жены и восемь сынов. Все они жили в одной деревне». Для горцев важно оставаться человеком чести и долга. Мы знакомимся со стариком, у которого случилась беда – всю семью убили, а последний выживший сын продался русским: «Старик поехал и сам продался русским. Пожил у них там три месяца, нашел там своего сына, сам убил его и бежал.
Объяснение:
Анафора: коли відьом палили при народі, \ коли наук не знали ще ладом;
Алегорія: листя - миші.
Повтори: Був сірий день. І сірий був сусід. \ І сірий стіл. І сірі були двері.;
Багряне листя, кілька тих листочків, останнє листя із кленових віт.
Давно, іще в шістсот якомусь році, кажу, давно, кажу, у Вишгороді.
Інверсія: Два рази хукнув писар на печать. Сиділа тихо дівчинка на лаві. вона із димаря вночі літала;
Метафори: розважали стратами юрму,
Епітети: розлючений сусід, багряне листя,
Порівняння: Осіннє сонце, яблуко-недоквас.
Уособлення: Ото складе листочок до листочка, два рази хукне — так і побіжать.
История жизни Базарова и Павла Петровича завершается одинаково - крестом.
Этот главный христианский символ упоминается в романе несколько раз: кресты на церквушках, кресты на кольце княгини Р. Мать Павла и Николая Кирсановых в церкви подходила первая к кресту; Николай Петрович опасается, что "отставным людям" "пора гроб заказывать и ручки складывать крестом на груди", перекрестилась под шалью княжна Х., перекрестилась тетка Одинцовой, узнав об отъезде Базарова и Аркадия; начал креститься камердинер Петр, увидев потерявшего сознание Павла Петровича. И в конце жизни Павел Петрович в русской церкви Дрездена "задумывается и долго не шевелится, горько стиснув губы, потом вдруг опомнится и начнет почти незаметно креститься…" . И уже в самом конце романа - кресты на кладбище, где похоронен Базаров.
Этим символом писатель хотел объяснить читателю, что какими бы различными не были люди в жизни, они приходят к одному и тому же - к кресту в церкви и на могиле.