Встреча с русалкой, пение которой затягивает незадачливого слушателя глубоко в воду, — в основу лег известный фольклорный сюжет. Появлению обольстительной героини предшествует пейзажная зарисовка и описание настроения рыбака. Под размеренный шум речных волн герой предается неторопливому занятию. Его умиротворенное состояние отображено при метафоры, уподобляющей черты психологического портрета картине природы. «Прохладная тишина», царящая вокруг, характеризует и душевное спокойствие рыбака.
Неожиданное появление фантастической героини разрушает заурядный, обыденный характер лирической ситуации и неторопливые, ровные интонации зачина. В песне русалки, адресованной герою, основное место отводится риторическим вопросам, которые придают обращению эмоциональный накал. Сладкоголосая певица противопоставляет привольную и комфортную жизнь на речном дне жалкому существованию «на знойной вышине», когда жара начинает томить, угнетать. Красавица упрекает рыбака за искушение, которому он подвергает неосторожных рыб.
Анализ стихотворения Жуковского «Рыбак»
Перевод одноименного произведения Гёте появился в начале 1818 г. и вскоре был опубликован. Поскольку русская версия «Рыбака» вызвала резкие отзывы критиков-рационалистов, автор не стал включать анализируемый текст в ряд прижизненных изданий. Жуковского, не стремившегося к точной интерпретации стилистики оригинала, упрекали за отказ в воспроизведении простонародной речи, элементы которой введены в текст немецкого автора. Придирчивые оппоненты высмеивали иносказания с семантикой возвышенного, хотя именно они отражают своеобразие художественной манеры Жуковского.
Встреча с русалкой, пение которой затягивает незадачливого слушателя глубоко в воду, — в основу лег известный фольклорный сюжет. Появлению обольстительной героини предшествует пейзажная зарисовка и описание настроения рыбака. Под размеренный шум речных волн герой предается неторопливому занятию. Его умиротворенное состояние отображено при метафоры, уподобляющей черты психологического портрета картине природы. «Прохладная тишина», царящая вокруг, характеризует и душевное спокойствие рыбака.
Неожиданное появление фантастической героини разрушает заурядный, обыденный характер лирической ситуации и неторопливые, ровные интонации зачина. В песне русалки, адресованной герою, основное место отводится риторическим вопросам, которые придают обращению эмоциональный накал. Сладкоголосая певица противопоставляет привольную и комфортную жизнь на речном дне жалкому существованию «на знойной вышине», когда жара начинает томить, угнетать. Красавица упрекает рыбака за искушение, которому он подвергает неосторожных рыб.
Вторую часть песни составляют аргументы, призванные убедить человека в правоте позиции речной обитательницы. Она воссоздает живописную картину: яркое солнце, отражаясь в воде, становится свежее и краше. Изображению дневного светила соответствует гармоничный фон — небосвод, охарактеризованный эпитетом «прохладно-голубой». Последний из вопросов ставит человека перед выбором: молодой понимать природу герой не может не чувствовать притягательной силы прекрасного пейзажа.
Рыбак откликается на призыв, скрытый за искусной риторической конструкцией. Русалочья песня повергает спокойного персонажа в душевное смятение, вызывает желание немедленно действовать. Главные герои устремляются навстречу, и в этот момент лирическое повествование прерывается.
После паузы следует вывод повествователя, который намеренно не конкретизирован. Неопределенность финала допускает вариативные трактовки: исчезновение героя означает смерть или начало другой жизни.
за несколько месяцев до убийства герой пишет статью, в которой рассматривает «психологическое состояние человека после преступления». он отмечает, что это состояние похоже на болезнь – помрачнение ума, распад воли, нелогичность поступков. коснулся раскольников в этой статье и «преступления по совести». разъясняя позднее свою мысль, герой говорит о двух разрядах людей. в то время как большинство покорно следует установленным порядкам, в человечества иногда появляются люди, которые дерзко нарушают общепризнанные нормы морали. это «властелины судьбы» - наполеоны, магометы. они достигают своих целей через преступление и насилие. такие «необыкновенные люди», проклинаемые современниками, затем становятся героями .
из этой индивидуалистической теории вытекают мучительные для раскольникова вопросы: «вошь ли я, как все, или человек? », «тварь ли я дрожащая или право имею? »
в последние перед убийством дни раскольников постоянно встречается с трагедиями жизни, которые до конца его в справедливости «убийства по совести». в грязном трактире он слушает рассказ «пьяненького» мармеладова о семнадцатилетней дочери и ее жертве для спасения семьи. и еще один удар, еще одна ступень к бунту – письмо матери о его сестре дуни, которая ради спасения семьи от нищеты выходит замуж за подлеца.
убить глупую старуху процентщицу, взять ее деньги и спасти тысячи униженных и оскорбленных – это «справедливое убийство», по мысли героя. раскольников совершает свое преступление еще и для того, чтобы определить. относится ли он к разряду «необыкновенных».
раскольникову удалось совершить задуманное убийство. но его трагический «эксперимент» совсем не к тому результату, которого он ожидал. раскольников чувствует, что он как будто ножницами отрезал себя от других людей. по его теории, и соня, и его мать, и дуня, и катерина ивановна принадлежат к разряду «обыкновенных» людей. и, следовательно, топор другого раскольникова может обрушиться на их головы. герою невыносима мысль о сходстве его теории со лужина, свидригайлова. он ненавидит их, но не имеет права на эту ненависть. «я не человека убил, я принцип убил! принцип то я убил, а переступить-то не переступил», - с ужасом думает раскольников. таким образом теория раскольникова терпит крах, она не выдерживает жизненной проверки. жизнь, чувство всегда богаче любой теории, утверждает достоевский. а тем более такой бесчеловечной, как теория о двух разрядах, о сверхлюдях и «вшах», «недочеловеках».
основная философская мысль романа раскрывается не в системе логических доказательств и опровержений, а как столкновение человека, одержимого крайне преступной теорией, с жизненным процессом, опровергающим его идеи.