1) Действие происходит в дореволюционной России. Повествование ведется по ощущениям самого коня. Жеребенка по кличке Изумруд серебристо-стальной масти выращивают для скачек. Он в одном загоне с жеребцом Онегиным. Изумруд его побаивается, так как рысак старше его и агрессивен.Изумруд заигрывает с кобылой Щеголихой. В это же время он вспоминает свое детство. Как было хорошо с мамой на лугу! Как быстро он бегал и играл. Ему нравится старый конюх Назар и опытный наездник, похожий на англичанина. Однажды его подготовили к скачкам. Наверное, порода Изумруда не подходила для скачек. Наездник Изумруда очень опытно с ним обращается. В итоге, Изумруд выигрывает. Но то, что Изумруд - не нужной породы довольно быстро выясняют, потрогав его шерсть. В итоге Коня увозят в незнакомую ему местность, где с ним никто не занимается. Изумруду сильно позавидовали. Не хотели, чтобы он выигрывал на скачках. Его почему-то прячут от всех. Чтобы прекратить разбирательства жирный конюх с маленькими черными усами, внушавший ужас коню, дает ему овса с ядом. Вскоре Изумруд скончался.
2) Книга заставляет задуматься о жизни животных. Что им также, как и людям, хочется жить и радоваться. О жестоком обращении с животными. Ведь, если коня не использовать для скачек, то можно было продать задешево. Он жил бы и, возможно, приносил бы пользу, хотя и не на скачках. О жадности людей. О нежелании думать и брать ответственность за тех, кого приручил. О мимолетности успеха, которому не стоит радоваться. О том, что жизнь быстротечна.
1. Алишер Навои - тюркский поэт, суфий, государственный деятель тимуридского Хорасана.
2. Алишер Навои трижды занимал различные государственные посты: 1) должность мухрдара (хранителя печати); 2) должность главного визиря; 3) должность правителя Астрабада.
3. Хамса — произведение тимуридского поэта Алишера Навои, написанное им в XV веке на чагатайском языке.Представляет собой поэтический ответ на Хамсе персидского поэта Низами Гянджеви. Название сборника дано самим Навои, которое он интерпретировал как кисть руки (панжа), «Панж ганж» (пять сокровищ) и ладонь Бога.
«Смятение праведных» («Хайрат аль-абрар», написана в 1483), «Лейли и Меджнун» (написана в 1484), «Фархад и Ширин» (написана в 1484), «Семь планет» («Саб’аи сайяра», написана в 1484), «Искандерова стена» («Садди-Искандари», написана в 1485).