Иван Александрович Хлестаков – проходимец и плут, мелкий чиновник из Петербурга, главным умением которого является хвастовство. Он не является крупным мошенником и, наверняка, не смог бы обмануть проницательного человека. Но ему отведена роль героя, который дурачит все главные головы уездного города.
При первой встрече с городничим Хлестаков теряется и ведется себя глупо. Однако, когда герой понял за кого его принимают, он не стал разубеждать окружающих. Хлестаков пытается примерять на себя роль ревизора. Следует сказать, что у него это выходит не всегда умело и несколько раз он дает поводы к разоблачению. Но окружающие сами хотят видеть в Хлестакове важную птицу,- рады обманываться.
В чем-то поведение Хлестакова и ревизоров схоже, герой напустил пыли в глаза, набрал взяток и уехал восвояси. Конечно, под уездным городом Гоголь понимает всю Россию, и найти таких чиновников в нашем государстве нет труда. Несмотря
на критику произведения современниками Гоголя, оно понравилась государю, он находил пьесу смешной. Наверное, это в каком-то смысле смех сквозь слезы.
Сам Гоголь считал, что в его произведении один положительный герой – это смех. А главный действующий герой – Хлестаков. Таким героем автор хотел подчеркнуть необходимость быть честным с самим собой, нести ответственность за свои поступки, потому что за все приходит расплата. Так, возмездие настигло в пьесе чиновников уездного города.
В последней немой сцене, когда они узнают, что приехал настоящий ревизор. В мыслях они, наверное, себя уже наказали и за нечестность, за недальновидность и слепость, за то, что позволили юнцу обмануть и одурачить себя.
Мы не знаем, каким оказался настоящий ревизор, высоки ли его моральные ценности и пока его образ создан Хлестаковым – плутом и обманщиком – и такой человек является главный героем произведения.
Объяснение:
Главная проблема поэмы — проблема счастья, и решение ее Некрасов видел в революционной борьбе.
После отмены крепостного права появилось много искателей народного счастья. Одними из таких являются семеро странников. Они вышли из деревень: Заплатова, Дырявина, Разутова, Знобишина, Горелова, Неелова, Неурожайки на поиски счастливого человека. Каждый из них знает, что никто из простого народа счастлив быть не может. Да и какое это счастье у простого мужика? Вот ладно поп, помещик или князь. Но для этих людей счастье заключается в том, чтобы жилось им хорошо, а на остальных наплевать.
Поп видит свое счастье в богатстве, покое, чести. Он утверждает, что напрасно странники считают его счастливым, нет у него ни богатства, ни покоя, ни чести:
...Иди — куда зовут!
...Законы, прежде строгие
К раскольникам, смягчилися.
А с ними и поповскому
Доходу мат пришел.
Помещик видит свое счастье в неограниченной власти над мужиком. Утятин счастлив тем, что ему все повинуются. Никого из них не волнует народное счастье, они жалеют, что теперь имеют над мужиком меньше власти, чем прежде.
Для простого народа счастье состоит в том, чтобы был урожайный год, чтобы все были здоровые и сытые, о богатстве даже и не думают. Солдат считает себя счастливым потому, что он был в двадцати сраженьях и остался жив. Старуха счастлива по-своему: у нее родилось реп до тысячи на небольшой гряде. Для крестьянина-белоруса счастье в хлебушке:
...Досыта у Губонина
Дают ржаного хлебушка,
Жую — не нажуюсь!
С горечью выслушивают странники этих крестьян, но безжалостно прогоняют любимого раба князя Переметьева, который счастлив тем, что болеет “благородной болезнью” — подагрой, счастлив тем, что:
С французским лучшем трюфелем
Тарелки я лизал,
Напитки иностранные
Из рюмок допивал...
Выслушав всех, решили, что напрасно они водку разливали. Счастье-то мужицкое:
Дырявое с заплатами,
Горбатое с мозолями...
Счастье-то мужицкое состоит из несчастьев, а они хвалятся им.
Среди народа есть такие, как Ермил Гирин. Его счастье заключается в народу. За всю свою жизнь он ни копеечки лишней не взял у мужика. Его уважают, любят простые
мужики за честность, доброту, за то, что не безразличен к мужицкому горю. Дед Савелий счастлив тем, что сохранил человеческое достоинство, Ермил Гирин и дед Савелий достойны уважения.
По-моему, счастье — это тогда, когда ты готов ради счастья других на все. Так возникает в поэме образ Гриши Добросклонова, для которого счастье народа есть свое собственное счастье:
Не надо мне ни серебра,
Ни золота, а дай господь,
Чтоб землякам моим
И каждому крестьянину
Жилось вольготно-весело
На всей святой Руси!
Любовь к бедной, больной матери перерастает в душе Гриши в любовь к своей Родине — России. Он в пятнадцать лет решил для себя, чем будет заниматься всю жизнь, для кого будет жить, чего добьется.
В своей поэме Некрасов показал, что народ далеко еще от счастья, но есть люди, которые будут всегда стремиться к нему и добьются, так как их счастье — это счастье для всех.