В лирических отступлениях Николай Васильевич отображает характеры помещиков. Гоголь располагает главы по степени деградации человеческих качеств, в своих отступлениях он хочет показать паразитизм их существования, отсутствие привычки к труду и угнетение крепостного народа. Из помещиков можно выделить злого крепостника Плюшкина, которого Гоголь называет “прорехой на человечестве”. Писатель, стремясь донести до читателя всю боль и свои переживания о судьбе крепостного народа, показывает страшную картину в поместье Плюшкина. Злой хозяин совершенно не кормит своих крестьян, говоря при этом, что у него “народ-то прожорлив, от праздности завел привычку трескать”, за последние три года у него умерло восемьдесят человек, а семьдесят сбежало, не вытерпело голода. Дворовые поздней зимой бегают босиком, так как хозяин имеет только одни сапоги для крестьян, которые надеваются, когда они входят в сени дома. Описывая эту горестную картину, Гоголь также хочет подчеркнуть и силу, мужество, где-то даже героизм простого русского народа. Но это является проблемой не только для автора, но и для всей России. Лирические отступления о Руси, связывают вместе темы дороги, русского народа. Тема дороги — вторая тема в “мертвых душах”, связанная с проблематикой Родины. Дорога — образ, организующий весь сюжет, и себя Гоголь видит в лирических отступлениях как человека пути: “Прежде, давно, в лета моей юности… мне было весело подъезжать в первый раз к незнакомому месту… Теперь равнодушно подъезжаю ко всякой незнакомой деревне и равнодушно гляжу на ее пошлую наружность; моему охлажденному взору неприютно; мне не смешно… и безучастное молчание хранит мои недвижные уста. О моя юность! О моя совесть!”
Н.В. Гоголь много размышлял о судьбе России, каждая строчка пропитана любовью к стране, глубокими переживаниями. “Не так ли ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка, несеться?.. Русь, куда же несешься ты, дай ответ. Не дает ответа!” В образе тройки воплотилась вся Россия, и на вопрос “Куда ж ты несешься?” — не дает ответа, к сожалению и сам писатель не знает, куда она приедет, если править ей будут люди, подобные Чичикову, Манилову, Плюшкину.
Главный герой поэмы М. Лермонтова "Мцыри"-
пленный кавказский мальчик, был привезен в монастырь,
где после долгой болезни остался жить в качестве послушника.
В монастыре он получил воспитание, выучил чужой язык
и готовился к постригу, но однажды грозовой ночью исчез.
Три дня длились безуспешные поиски, когда же монахи
наконец нашли его, Мцыри был уже при смерти.
Собрав последние силы, он произносит свою знаменитую
исповедь.
Вся судьба главного героя открывается во второй главе,
Лермонтов хотел назвать своего героя Бэри,
что значит по-грузински Монах.
Но потом передумал и назвал Мцыри (послушник).
Это фактически не имя, а положение героя в монастыре.
Он живёт в монастыре, но не служит пока.
У него нет не только ничего своего, родного, но даже нет
своего имени.
Монастырь стал для него символом рабства,
жизнь в нём была похожа на плен.
Монахи, окружающие его были враждебны ему, они
отняли у него свободу, они не понимали Мцыри.
Он рос "вдали от солнечного света", то есть в стороне
от активной, полнокровной жизни.
Не имея какого-либо герой был обречён не
иметь будущего: с самого детства до смерти он будет
заключён в обители и умрёт с душевной пустотой,
которую не восполнить монастырский распорядок.
Тем не менее, Мцыри соприкасается с тем "
которое у него могло бы быть, не попади он в плен к
русскому генералу.
Первый раз он соприкасается с ним в те счастливые дни,
когда он был на воле. Всего 3 дня!
Все дело в том, что “душой дитя, судьбой монах”, юноша был
одержим “пламенной страстью” к свободе, жаждой жизни,
которая звала его “в тот чудный мир тревог и битв, где в
тучах прячутся скалы, где люди вольны, как орлы”.
Мальчик хотел обрести утраченную родину, узнать,
что такое настоящая жизнь, “прекрасна ли земля”, “для
воли иль тюрьмы на этот свет родимся мы”:
..Я видел у других
Отчизну, дом, друзей, родных.
А у себя не находил
Не только милых душ — могил!
Также Мцыри стремился познать самого себя.
И этого он смог добиться только в дни, проведенные на воле:
Ты хочешь знать, что делал я
На воле? Жил — и жизнь моя
Без этих трех блаженных дней
Была 6 печальней и мрачней
Бессильной старости твоей.
За три дня своих скитаний Мцыри убедился в том, что
человек рожден свободным,
что он “быть бы мог в краю отцов не из последних удальцов”.
Эпизод с грузинкой раскрывает духовный мир Мцыри,
его жажду счастья, любви, добра, его приверженность
прекрасному миру, полноту его желаний и недостижимость
для него простого счастья, его принципиальную невозможность.
Акцент делается на этих трех днях, проведенных Мцыри
на свободе: им, а не всей остальной жизни героя посвящена
поэма.
Судьба, преследующая Мцыри, олицетворена в образе монастыря,
перед которым вновь оказался Мцыри после трагических
скитаний. Он победил свою физическую слабость в битве с
Барсом, но победить "судьбу", уготовившую для него жизнь
в чужом краю, он не мог.
Изначальная обреченность героя, который всеми силами
порывается убежать от судьбы, торжествует.