Сказку Андерсена «Снежная королева» любят во все мире многие поколения детей и взрослых. Это не только история о девочке своего друга от чар злой волшебницы. Это сказка о добре и зле, о любви и безразличии, о дружбе, отваге, бескорыстии и честности. Каждый герой символизирует людские черты и духовные понятия. Ведь всем известно, сказка – это та же жизнь, только с долей волшебства.
Образ Снежной королевы в сказке Андерсена воплощает в себе холод, безжизненность, не к любви и состраданию.
Внешность Снежной королевы соответствует ее внутреннему содержанию: красота ослепительна, величественна, великолепна, но холодна. У нее бледная кожа и ледяной неживой взгляд.
В ее чертогах царит безжизненный холод, тишина, покой и безмолвие. Королева сидит на троне в центре озера с названием «Зеркало разума» и воплощает холодный разум, лишенный чувств и эмоций.
Она забирает в свое царство красивых детей с чистыми сердцами, чтобы заморозить их и наполнить мир холодным совершенством.
Королева восхищается красотой Кая, но только как вещью, она не видит в нем человека. Поцелуй Снежной королевы несет забвение. Сначала Каю больно и холодно от ее поцелуев, а потом становится очень хорошо и спокойно, а прежняя жизнь, близкие и любимые люди забываются. Снежная королева хочет завладеть душой Кая, и это ей почти удается.
Пленник Кай, с наполовину замороженным сердцем, по заданию волшебницы пытается сложить из льдинок слово «вечность» и познать мир разумной, абсолютной и чистой красоты. Но Снежная королева не знает, что познать мир и вечность нельзя без любви.
Злые смогла победить простая маленькая девочка Герда, в сердце которой было много любви и доброты. Она - полная противоположность Снежной королевы. Горячее сердце позволяет ей пройти сложный путь, полный опасных испытаний, и растопить лед на сердце Кая. И, если холодные поцелуи заставили Кая забыть свой мир, то поцелуи Герды вспомнить дом, родных и близких, простые человеческие чувства. И слово «вечность» тут же складывается без труда.
Сложно сказать, является ли Снежная королева злой и жестокой. Но точно безразличной и не умеющей сопереживать, чувствовать любовь, радость, печаль. В сказках не бывает плохого конца, и ей не удается забрать чистую детскую душу. Но и в жизни любовь, самоотверженность, преданность и мужество победить бесчувственность и холодный расчет.
К семиклассникам приходят на уроки литературы совсем непривычные для них произведения — короткие и, на первый взгляд, загадочные японские трехстишия (хокку, или хайку).
Краткость, своеобразная поэтика, афористическое выражение мысли,
непосредственность чувств, легкость запоминания, проникновенный разговор
о природе — вот что характеризует хокку.
Будем помнить предупреждения литературоведов, переводчиков и исследователей этого жанра:
«Все растолковать до конца — значит не только погрешить против японской
поэзии, но и лишить читателя большой радости самому вырастить цветы из
горсти семян, щедро рассыпанных японскими поэтами» (В. Маркова).
В качестве примера в учебнике-хрестоматии предлагается познакомиться с двумя авторами хокку — Мацуо Басё и Кобаяси Исса. Наряду с ними учащиеся могут прочитать произведения других японских поэтов, но сначала не времени на то, чтобы внимательно вчитаться в каждое из включенных в учебник хокку, познакомиться с рассказом об их авторе, а затем пересказывать прочитанное, подумать над смыслом трехстиший
Подробнее - на -