Анализ монолога
петрушка, вечно ты с обновкой,
с разодранным локтем. достань‑ка календарь;
читай не так, как пономарь;
а с чувством, с толком, с расстановкой.
постой же. – на листе черкни на записном,
противу будущей недели:
к прасковье федоровне в дом
во вторник зван я на форели.
куда как чуден создан свет!
пофилософствуй – ум вскружится;
то бережешься, то обед:
ешь три часа, а в три дни не сварится!
отметь‑ка, в тот же день… нет, нет.
в четверг я зван на погребенье.
ох, род людской! пришло в забвенье,
что всякий сам туда же должен лезть,
в тот ларчик, где ни стать, ни сесть.
но память по себе намерен кто оставить
житьем похвальным, вот пример:
покойник был почтенный камергер,
с ключом, и сыну ключ умел доставить;
богат, и на богатой был женат;
переженил детей, внучат;
скончался; все о нем прискорбно поминают,
кузьма петрович! мир ему! –
что за тузы в москве живут и умирают! –
пиши: в четверг, одно уж к одному,
а может, в пятницу, а может, и в субботу,
я должен у вдовы, у докторши, крестить.
она не родила, но по расчету
по моему: должна родить.
Мастер эзоповых речей, в сказках, написанных в основном в годы жестокого цензурного гнета, он широко использует прием иносказания. Под видом животных и птиц им изображаются представители различных общественных классов и групп. Иносказание позволяет сатирику не только зашифровать, спрятать истинный смысл его сатиры, но и гиперболизировать в своих персонажах самое характерное.
Сказка “Дикий помещик” — произведение, направленное против общественного строя, основанного на эксплуатации мужика. На первый взгляд это лишь забавная история глупого помещика, который ненавидел крестьян, но, оставшись без Сеньки и прочих своих кормильцев, совершенно одичал, а хозяйство его пришло в упадок. Даже мышонок его не боится.
Но всмотримся внимательно в комическую и нелепую фигуру “дикого помещика”. Жизнь за счет народного труда превратила его в паразита. Весь смысл его существования сводится к тому, чтобы “понежить свое тело, белое, рыхлое, рассыпчатое”. Паразит, живущий за счет крестьян, презирает их, ненавидит, не может выносить “холопьего духу”. Бог выполняет его желание, и мужики исчезают из имения. Помещик даже очень обрадовался этому. Но вот что существенно: с исчезновением мужика наступают всяческие лишения, после которых российский дворянин превращается в дикого зверя