Личительной чертой поэзии Некрасова являет Родина, она служила общественным интересам Некрасова своего времени, выражала мысли, чувства и надежды передовых кругов тогдашнего общества, призывала к борьбе за права угнетённого и забитого крестьянства. Свой гений Некрасов отдал русскому народу, жил его жизнью и боролся за его счастье.
Русский народ, которому «пределы не поставлены», и родная земля с её бескрайними нивами, зелёными лесами, суровыми зимами — неиссякаемый источник вдохновения Некрасова, предмет его гордости и любви. На чужбине Некрасов тосковал, томился от бездействия, но стоило поэту, вернувшись из заморских стран, где он искал и не нашёл «примиренья с горем», вдохнуть знакомые с детства запахи родимых дорог, лугов, лесов, увидеть могучие просторы родины, как он переживал творческое возрождение:
* Опять она, родная сторона, * С её зелёным, благодатным летом, * И вновь душа поэзией полна… * Да, только здесь могу я быть поэтом! * На Западе не вызвал я ничем * Красивых строф, пластических и сильных, * В Германии я был, как рыба, нем, * В Италии — писал о русских ссыльных.
Для Некрасова нет ничего дороже «родных лугов, родных полей», разлива «гордых» русских рек, говора «милых воли» этих рек. Какой трепетной любовью и каким проникновенным чувством полно у поэта, например, описание русской весны в стихотворении «Зелёный шум»! Нарисовать такой пейзаж мог только художник-патриот, сердечно любящий русскую природу и живущий с ней одной жизнью. Эта глубочайшая любовь Некрасова к родному пейзажу давала ему право писать:
* Мне лепетал любимый лес: * Верь, нет милей родных небес!
В то же время Некрасов ясно видел, как тяжело жилось народу под небесами родины в суровых социальных условиях его времени. Нищета убогой русской деревни, непосильный труд крестьянина, тяжёлая доля русской женщины, каторжный труд бурлака, бесправие народа, произвол «власть имущих» — все эти стороны печальной русской действительности глубоко волновали поэта-патриота, угнетали его сознание гражданина.
Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова "Три пальмы".Стихотворение проникнуто глубоким смыслом. Возникает следующая картина: среди песков, зноя, сухости, палящего солнца растут три пальмы - единственные уставших путников.Но никому пальмы не были нужны, и они стали роптать на Бога. И Бог принял их ропот. Вдруг к пальмам подошли путники. И пальмы были готовы напоить их, укрыть от солнца. Но путники оказались жестокими людьми: они срубили, сожгли единственное в пустыне. Погубили эти злые люди дар природы, презирали пользу, которую приносили пальмы и могли бы принести в будущем. Люди часто несут гибель природе, даже если им самим от этого будет хуже.Внутренней связи между человеком и природой нет. Общество так устроено. В стихотворении М. Лермонтов отвергает законы общества.Художественные средства: антитеза - "родник,...журча, пробивался водою холодной... под сенью зелёных листов...", "в песчаных степях... от почвы бесплодной... от знойных лучей и сыпучих песков". Аллитерация присутствует в следующих строках:"Но только что сумрак на землю упал, По корням упругим топор застучал, И пали без жизни питомцы столетий, Одежду их сорвали малые дети, Изрублены были тела их потом, И медленно жгли их до утра огнём..."Олицетворение: "И стали три пальмы на Бога роптать... И только замолкли...", "Гордо кивая махровой главою приветствуют...", "Не шепчутся листья с гремучим ключом...", "Напрасно Пророка о тени он просит..." Сравнение: "И шёл, колыхаясь, как в море челнок, верблюд за верблюдом...", "И конь на дыбы подымался порой, и прыгал, как барс, поражённый стрелой..."Эпитеты: "гордые пальмы", "почвы бесплодной", "пылающей грудью", "роскошные листья", "звучный ручей", "благосклонный взор", "святой приговор", "и следом печальным", "пепел седой и холодный".
Русский народ, которому «пределы не поставлены», и родная земля с её бескрайними нивами, зелёными лесами, суровыми зимами — неиссякаемый источник вдохновения Некрасова, предмет его гордости и любви. На чужбине Некрасов тосковал, томился от бездействия, но стоило поэту, вернувшись из заморских стран, где он искал и не нашёл «примиренья с горем», вдохнуть знакомые с детства запахи родимых дорог, лугов, лесов, увидеть могучие просторы родины, как он переживал творческое возрождение:
* Опять она, родная сторона,
* С её зелёным, благодатным летом,
* И вновь душа поэзией полна…
* Да, только здесь могу я быть поэтом!
* На Западе не вызвал я ничем
* Красивых строф, пластических и сильных,
* В Германии я был, как рыба, нем,
* В Италии — писал о русских ссыльных.
Для Некрасова нет ничего дороже «родных лугов, родных полей», разлива «гордых» русских рек, говора «милых воли» этих рек. Какой трепетной любовью и каким проникновенным чувством полно у поэта, например, описание русской весны в стихотворении «Зелёный шум»! Нарисовать такой пейзаж мог только художник-патриот, сердечно любящий русскую природу и живущий с ней одной жизнью. Эта глубочайшая любовь Некрасова к родному пейзажу давала ему право писать:
* Мне лепетал любимый лес:
* Верь, нет милей родных небес!
В то же время Некрасов ясно видел, как тяжело жилось народу под небесами родины в суровых социальных условиях его времени. Нищета убогой русской деревни, непосильный труд крестьянина, тяжёлая доля русской женщины, каторжный труд бурлака, бесправие народа, произвол «власть имущих» — все эти стороны печальной русской действительности глубоко волновали поэта-патриота, угнетали его сознание гражданина.