Я люблю Тютчева, его философская лирика вроде бы проста и в то же время многогранна. Если у Фета настроение игривое, в каждой строке видно счастье и восторг свидания, то у Тютчева мы слышим горькое раздумье и тоску, что щемит сердце. В стихотворении царит настроение грусти, печали, недоумения, иронии. Одушевление у Тютчева - это не художественный прием, а философское убеждение. Для него природа является загадочным миром, в котором человек - песчинка. А ива – знак страдания всеобщего, безмерного сострадания. Она клонится, пытаясь укрыть, её дрожащие листы трепещут вместе с ветром и струями воды. Мы видим, что автор использует часто повторяющиеся согласные. Повтор Ш ( [ што] , клонишь, макушку, ловишь) в первой строфе, во второй строфе звуков [щ] (трепещет, блещет, плещет) , [ж] (каждый, бежит, нежась) можно рассматривать как звукоподражание, воспроизводятся звуки мира, времени, движения воды, ветра. Эпитеты придают выражениям образность и эмоциональность: дрожащие листы, беглая струя, жадные уста. Мир природы и мир души в философской лирике Тютчева передан сочетанием экспрессивной лексики и тоном спокойных и серьезных размышлений.
Здесь зима – добрая колдунья, окутавшая лес “снежной бахромой”, оковавшая его легкой пуховой цепью. Зимний лес стоит, очарованный волшебным сном. Когда солнце касается его своими лучами, лес вспыхивает и сияет “ослепительной красой”.
Величественная, волшебная и необыкновенная пора.
Словно живая, чародейка-зима меняет маски и играет с нами, заставляя нас то тосковать, то восхищаться ею.
1.Тема этого стихотворения восхищение автора зимним лесом, его красотой. 2.Художественно-изобразительные средства. Эпитеты: снежная бахрома, чудная жизнь, волшебный сон, зимнее солнце, ослепительная краса.
Сравнения: зима-чародейка.
Метафора (скрытое сравнение) : цепью пуховой, не мертвец, не живой лес.
Олицетворения: околдован зимою, вспыхнет лес.
3. Размер: двустопный хорей.
Чародейкою зимою
‘ - / ‘- / ‘ - / ‘ - /
Околдован лес стоит
В стихотворении «Чародейкою Зимою... » взгляд неподвижен, в поле зрения находится зимний лес в целом, и это положение не меняется от начала до конца стихотворения. В первой строфе говорится: «...околдован, лес стоит – и ...блестит» ; вторая («И стоит он, околдован...» )
Мы видим, что автор использует часто повторяющиеся согласные. Повтор Ш ( [ што] , клонишь, макушку, ловишь) в первой строфе, во второй строфе звуков [щ] (трепещет, блещет, плещет) , [ж] (каждый, бежит, нежась) можно рассматривать как звукоподражание, воспроизводятся звуки мира, времени, движения воды, ветра. Эпитеты придают выражениям образность и эмоциональность: дрожащие листы, беглая струя, жадные уста.
Мир природы и мир души в философской лирике Тютчева передан сочетанием экспрессивной лексики и тоном спокойных и серьезных размышлений.