Иску́cство (от церк.-слав. искусьство (лат. eхperimentum — опыт, проба); ст.-слав. искоусъ — опыт, реже истязание, пытка[1][2]) — образное осмысление действительности; процесс или итог выражения[3] внутреннего или внешнего[4] мира творца в (художественном) образе; творчество, направленное таким образом, что оно отражает интересующее не только самого автора, но и других людей[5].
Искусство (наряду с наукой) — один из познания, как в естественнонаучной[6], так и в религиозной картине восприятия мира.
Понятие искусства крайне широко — оно может проявляться как чрезвычайно развитое мастерство в какой-то определённой области[7]. Долгое время искусством считался вид культурной деятельности, удовлетворяющий любовь человека к прекрасному[8]. Вместе с эволюцией социальных эстетических норм и оценок искусством получила право называться любая деятельность, направленная на создание эстетически-выразительных форм.[9][10]
В масштабах всего общества, искусство — особый познания и отражения действительности, одна из форм художественной деятельности общественного сознания и часть духовной культуры как человека[11], так и всего человечества[12], многообразный результат творческой деятельности всех поколений.
Этимология слова «искусство», как в русском, так и в греческом языке (греч. τέχνη — «искусство, мастерство, умение, ремесло») подчеркивает такие положительные качества, как мастерство и искусность.
Васютка - главный герой Виктора Астафьева "Васюткино озеро". В этом произведении рассказывается том, как мальчик заблудился в тайге, но все-таки смог выйти к Енисею и добраться до людей.
Герою рассказа тринадцать лет. Родные (и сам автор) ласково называют его Васюткой, как маленького. Однако, когда читаешь рассказ, создается впечатление, что мальчик намного старше. Особенно если сравнивать его поведение с поведением современного школьника.
Васютка - очень серьезный мальчик. Он много знает о тайге и умеет выживать там. Немудренго: он вырос рядом с тайгой, на берегу Енисея, где его отец ловит рыбу со своей бригадой.
Однако тайга "слабых не любит". Васютка прекрасно понимает, как опасно заблудиться в тайге. Именно поэтому он на некоторое время впадает в панику, не обнаружив зарубок на деревьях и потеряв направление. Но благодаря силе духа, храбрости и здравому уму, Васютка берет себя в руки и делает все возможное, чтобы выбраться. Ему пришлось преодолевать множество препятствий: добывать еду, находить безопасное место для ночлега, укрытие от дождя. кроме того, Васютка старается подбодрить себя, чтобы не пасть духом в такой серьезной ситуации.
Ему это удается, и даже более того: мальчик находит озеро, кишащее рыбой. Потом он приведет туда рыбаков отцовской бригады, и в память об этом случае озеро назовут Васюткиным.
упав в бессилии возле святой обители, мцыри видит сон, в котором в символических, ярких образах его страдания, горькое сожаление о неудавшемся побеге, порыв к свободе. герой видит себя на дне глубокой чистой реки. вокруг него вьются «рыбок пестрые стада», одна из них, с золотой чешуей, «сребристым голоском» начинает шептать ему «странные речи», уговаривая остаться — «в воде привольное житье».
во-первых, сон этот является следствием бесплодных усилий мцыри, его тяжелых скитаний. он отражает, прежде всего, состояние героя: его бессилие, болезнь и усталость. мучимый жаждой, голодом и страшной жарой, герой мечтает об отдыхе, прохладе:
казалось мне,
что я лежу на влажном дне
глубокой речки — и была
кругом таинственная мгла.
и, жажду вечную поя,
как лед холодная струя,
журча вливалася мне в
и я боялся лишь заснуть, —
так было сладко, любо
однако смысл этого сна гораздо глубже. река эта, на дне которой находится герой, на наш взгляд, ассоциируется в его сознании с монастырем, рыбка — с монахом, который был наиболее близок к мцыри. жизненное пространство мцыри ограничено монастырем точно так же, как река ограничивает жизненное пространство своих обитателей. стада рыбок напоминают ему о монахах, братьях, живших вместе с ним в обители. перекликаются с этой ассоциацией и «странные речи» золотой рыбки:
я созову своих сестер:
мы пляской круговой
развеселим туманный взор
и дух усталый твой.
«сестры» здесь напоминают о «братьях», то есть монахах, живущих в монастыре. рыбка с золотой чешуей пытается уговорить мцыри остаться на дне, где «привольное житье», «холод и покой», мягкая постель, где «незаметно пройдут года» «под говор чудных снов». так же тихо и неспешно течет жизнь и в монастыре, так же, вероятно, уговаривал мцыри приютивший его монах, видя боль и страдания ребенка.
в обители мцыри фактически не имеет никаких прав, он не может их отстаивать ^ ассоциативно здесь приходит на ум поговорка: «нем, как рыба». в метафорической форме сон этот отражает разочарование героя от его неудачного побега, его сожаление.
имеет свое объяснение и умиротворенное, радостное состояние героя («так сладко, любо было »). известно, что чувства и эмоции, испытываемые человеком во сне по отношению к чему-либо, его диаметрально противоположные чувства, испытываемые им наяву по отношению к тому же самому предмету. спокойствие и радость героя здесь не что иное, как его беспокойство, безысходная тоска, которую он испытывает в монастыре. характерно, что сон этот не был логически завершен: мцыри потерял сознание, и «божий свет» в глазах его угас. так, мы можем допустить, что герой остался на «влажном дне глубокой речки» (в монастыре). таким образом, сон мцыри еще и предваряет будущие события — в финале поэмы, найденный монахом, он вновь оказывается в монастыре.
«рыбка-русалка" — второй женский образ поэмы (первый — грузинка). эпизод с рыбкой по своему композиционному значению аналогичен некоторым другим повторным темам произведения, например, темам дня и ночи: на совершенно новой основе в нем повторяется эпизод с грузинкой. образ грузинской девушки и вид ее сакли смущает юношу мыслью о сладости любви и отдыха. рыбка-сирена манит мцыри космической безмятежностью и бездонным покоем полного растворения в », — замечает исследователь.
сон героя имеет самое непосредственное отношение к романтической теме русалки, лесной девы, любовь которой неизменно несет для героя гибель. развитие подобной темы мы находим у гете («рыбак», «лесной царь»), у гейне («лоре-лей»), у жуковского («ундина»). однако герои этих произведений соблазняются «приманками красоты и тайны», чарам лесных дев и погибают. мцыри же не поддается искушению, он остается верным своей земной мечте, мечте о свободе, о родине. сон, таким образом, отражает философский смысл основной идеи произведения и ярко характеризует мцыри.
композиционно и стилистически данный эпизод выделяется из всей поэмы, ритм которой четок и динамичен, интонации эмоциональны и экспансивны. эпизод же сна мцыри отличается плавностью и созерцательностью, спокойным, убаюкивающим ритмом. напевность и мелодичность речи усиливают («как лед холодная струя, журча вливалася мне в », «волка теснилася к волне и солнце сквозь хрусталь волны сияло сладостней »), эпитеты-определения («холодная струя», «таинственная мгла», «рыбок пестрые стада», «взор ее зеленых глаз», «ее сребристый голосок», «туманный взор», «дух усталый»), анафора («люблю как вольную струю, люблю как жизнь »).
таким образом, функции данного эпизода в поэме различны: раскрывая основную идею произведения — бескомпромиссность человеческого идеала, — сон ярко характеризует мцыри, передает его чувства и мысли о собственной судьбе, предваряет будущие события.