Жизненная позиция поэта в стихотворении- Горячий призыв, не ссылаясь и не жалуясь на трудности и неудачи, сомнения и горести, даже «во дни тягостных раздумий о судьбах... родины», не впадать «в отчаяние при виде всего, что совершается дома» (Тургенев) Страстная которая звучит - Поэтический обет самого поэта и страстная к читате¬лю выстоять, вытерпеть («Они стоят, молчат; молчи и ты!») Глаголы в повелительном наклонении ( учись (у них) и молчи ( и ты), обрамляющих эту часть миниатюры, на первый взгляд, звучат как прямой и непреложный приказ (и еще раз себе самому, и всем другим, кто хочет быть настоящим человеком). Однако на самом деле это всего лишь добрый совет и горячая основанная на большом опыте народа (в это надо ве¬рить: «Но верь весне»): лихолетье и безвременье — что бы ни было — сме¬нятся ясными днями созидания и твор¬чества, так же, как жестокая зимняя пора — живительным теплом весны. Композиционное построение- Двенадцать составляю¬щих строк связаны в единое целое страстным призывом выстоять и стерпеть настоящее во имя лучшего будущего (с развернутой моти¬вировкой его справедливости) и твер¬дой верой в то, что, как всякое буду¬щее, оно обязательно будет. По своей структуре миниатюра распадается на две неравные, противопоставленные друг другу части; две строфы приказа выстоять и, не жалуясь, вытерпеть жестокую пору жизни, как это делают наши младшие зеленые братья, с одной стороны, и одна заключительная строфа призыва верить в лучшее: возрожде¬ние, тепло и свет, ясные дни новых открытий и свершений,— с другой. В первой части используются глаголы и настоящего времени. В первой части — перед нами настоящее, то, что есть, либо как ре¬зультат действия (застыли слезы, треснула... кора), либо как еще протекающее действие или наличное со¬стояние (Кругом зима, Жестокая пора, Все злей метель, рвет, хватает, стоят, молчат). Отсюда и соответствующие глагольные формы настоящего и про¬шедшего времени: в первом четверо¬стишии — с двумя номинативными предложениями, за которыми следуют две формы времени; во втором — с одним номинативным пред¬ложением, за которым следуют четыре глагольные формы настоящего времени. Во второй части стихотворения перед нами уже будущее, то, что, по твердому убеждению поэта, настанет. Отсюда и соответствующие глагольные формы будущего времени промчится переболит. Глагол используется в разных формах Как яркое средство воздействия В первой строке «Учись у них — у дуба, у березы». Повторяется звук – у. Он подчеркивает эту строку как опорную для композиции всей миниатюры. Автор использует Устаревшие падежные формы: листы, жизнию. Слова разговорной речи: треснула кора, застыли слезы, все злей, хватает за сердце, лютый холод, дыша теплом, сердито рвет, промчится, пере¬болит, ясные дни, душа и т. д Перед нами не «связных слов преднамеренный лепет» (Фет), а вы¬лившийся в словах «трепет» души, любящей и прославляющей жизнь во всех ее проявлениях
Время… Это оно встало непреодолимой стеной между двадцатыми и тридцатыми годами века. Время отбросило назад шумные споры о будущем России, мечты, радость ожидания грядущих перемен. Все осталось там, за тридцатым июля 1826 года - страшным днем казни декабристов. Не услышишь больше слова "свобода"; "средь бурь пустых томится юность" Лермонтова и его сверстников. В пятнадцать лет Лермонтов, впереди у которого была целая жизнь, писал:К чему глубокие познанъя, жажда славы, талант и пылкая любовь свободы, когда мы их употребить не можем?"Немытая Россия, страна рабов, страна господ", - страдание и боль Лермонтова. В этой России оказался "лишним" человеком и Печорин - герой романа "Герой нашего времени".Когда открываешь этот роман, забываешь, что книга написана более ста лет назад. С первых же страниц погружаешься в мир, где живут такие разные люди - Максим Максимыч, у которого, по словам Белинского, "чудесная душа, золотое сердце", и Печорин.Две главы - две встречи. Только потом мы узнаем о героя, о том, как судьба забросила его в дикие края, только потом полностью перед нами раскроется душа Печорина. А пока…В небольшой крепости на Кавказе тихо и мирно служит старый штабс-капитан Максим Максимыч. И целое событие в его жизни - приезд нового человека. "Его звали… Григорием Александровичем Печориным", - немного медленно, растянуто, словно само имя доставляло ему наслаждение, говорит попутчику Максим Максимыч о прибывшем офицере. Только воспоминание о нем заставляет разговориться штабс-капитана. "Он был такой тоненький, беленький, на нем мундир был такой новенький", - так рассказывает Максим Максимыч о своей первой встрече автору, который обстоятельно, слово в слово, записывает повествование капитана. В этих словах - вся душа, вся доброта старого человека, готового подарить Печорину всю свою нерастраченную нежность.Рассказывая незнакомому человеку о Григории Александровиче, Максим Максимыч волнуется, словно заново переживает лучшие свои минуты. Можно представить, как раскрылся он навстречу этому "тоненькому" офицеру. "Вам будет немножко скучно… ну, да мы с вами будем жить по-приятельски. Да зовите меня просто Максим Максимыч…», - сразу же, без всяких церемоний, предлагает он Печорину. А Печорин? Только официальность звучит в его ответе на все расспросы: "Так точно, господин штабс-капитан". Да и сам Максим Максимыч замечает неординарность Печорина, его непохожесть на других и относит его к разряду людей, у которых "на роду написано, что с ними должны случаться разные необыкновенные вещи".Впрочем, для себя Максим Максимыч объяснил все просто: чудачества Печорина происходят из-за того, что он богат. Простой, добродушный Максим Максимыч полюбил нового офицера. И хотя жалко ему погибшую Бэлу, хотя в душе обвиняет в ее смерти Печорина, все равно для него сумасбродный молодой человек - "бедняжка". "Печорин был долго нездоров, исхудал, бедняжка», - говорит он попутчику. Только одной этой фразой Лермонтов передает и все горе, пережитое Печориным, и неостывшую любовь к нему Максима Максимыча.И только один раз сам Печорин приподнимает завесу со своей души. "Во мне душа испорчена светом, воображение беспокойное, сердце ненасытное", - признается он Максиму Максимычу. Больно и страшно за человека, которому "горька остылой жизни чаша и уж ничто души не веселит". "Я один, никто меня не понимает", - пишет Лермонтов в одном из стихотворений. Так мог бы сказать и Печорин. Не понял его исповеди Максим Максимыч. Да и как понять старому службисту, проведшему всю жизнь в этой затерянной крепости, знающему только свои обязанности и исправно их исполняющему, человека, который "просит бури"? Нет, любовь Бэлы, вся история с Казбичем и Азаматом не "буря". Все это И снова скука, скука, скука…
Страстная которая звучит - Поэтический обет самого поэта и страстная к читате¬лю выстоять, вытерпеть («Они стоят, молчат; молчи и ты!»)
Глаголы в повелительном наклонении ( учись (у них) и молчи ( и ты), обрамляющих эту часть миниатюры, на первый взгляд, звучат как прямой и непреложный приказ (и еще раз себе самому, и всем другим, кто хочет быть настоящим человеком). Однако на самом деле это всего лишь добрый совет и горячая основанная на большом опыте народа (в это надо ве¬рить: «Но верь весне»): лихолетье и безвременье — что бы ни было — сме¬нятся ясными днями созидания и твор¬чества, так же, как жестокая зимняя пора — живительным теплом весны.
Композиционное построение- Двенадцать составляю¬щих строк связаны в единое целое страстным призывом выстоять и стерпеть настоящее во имя лучшего будущего (с развернутой моти¬вировкой его справедливости) и твер¬дой верой в то, что, как всякое буду¬щее, оно обязательно будет.
По своей структуре миниатюра распадается на две неравные, противопоставленные друг другу части; две строфы приказа выстоять и, не жалуясь, вытерпеть жестокую пору жизни, как это делают наши младшие зеленые братья, с одной стороны, и одна заключительная строфа призыва верить в лучшее: возрожде¬ние, тепло и свет, ясные дни новых открытий и свершений,— с другой.
В первой части используются глаголы и настоящего времени. В первой части — перед нами настоящее, то, что есть, либо как ре¬зультат действия (застыли слезы, треснула... кора), либо как еще протекающее действие или наличное со¬стояние (Кругом зима, Жестокая пора, Все злей метель, рвет, хватает, стоят, молчат). Отсюда и соответствующие глагольные формы настоящего и про¬шедшего времени: в первом четверо¬стишии — с двумя номинативными предложениями, за которыми следуют две формы времени; во втором — с одним номинативным пред¬ложением, за которым следуют четыре глагольные формы настоящего времени.
Во второй части стихотворения перед нами уже будущее, то, что, по твердому убеждению поэта, настанет. Отсюда и соответствующие глагольные формы будущего времени промчится
переболит.
Глагол используется в разных формах Как яркое средство воздействия
В первой строке «Учись у них — у дуба, у березы». Повторяется звук – у.
Он подчеркивает эту строку как опорную для композиции всей миниатюры.
Автор использует Устаревшие падежные формы: листы, жизнию. Слова разговорной речи: треснула кора, застыли слезы, все злей, хватает за сердце, лютый холод, дыша теплом, сердито рвет, промчится, пере¬болит, ясные дни, душа и т. д
Перед нами не «связных слов преднамеренный лепет» (Фет), а вы¬лившийся в словах «трепет» души, любящей и прославляющей жизнь во всех ее проявлениях