Мы видим параллельное течение жизни на заре христианства и нашего времени. Важнейшей особенностью романа «Мастер и Маргарита» является вот это чередование Московской жизни и древней Иудее.
Главным героем произведения Ивана Сергеевича Тургенева «Муму» был крепостной мужик Герасим. Он был необыкновенной силы, трудолюбивый, отзывчивый, добрый, но, к сожалению он был глухой и не мог слышать. Его общение с людьми было очень маленьким, так как он мог произносить только некоторые звуки, которые никто не понимал. Герасим больше общался с природой, окружающим его миром. Тургенев, создавая образ Герасима, хотел показать русского крепостного с самой лучшей стороны, потому что раньше крепостных не считали за равноправных людей и относились к ним как к вещам. Их насильно женили, увозили из дома, отнимали у них все самое дорогое. В повести «Муму» Герасим, крепостной крестьянин, живший в деревне.
Из-за свой доброты, которую он проявил к барыне, он попал ей на глаза, что для него стало очень большой трагедией. Барыня, увидев такого здорового работящего мужика, решила наградить его своей «милостью». Она велела переехать ему в город, в свое поместье и дала ему каморку. И забыла бы про него, если бы Герасим не полюбил Татьяну. Татьяна была тоже крепостной и принадлежала барыне.
Любовь Герасима пугала ее, потому что люди, жившие у барыни при дворе, не очень то любили Герасима. Они не понимали и боялись его. Барыня решила все очень просто, не думая ни о Герасиме, ни о Татьяне. Она быстро сыграла свадьбу Татьяны с одним из своих дворовых. И выслала их подальше, потому что муж Татьяны любил выпить. Герасим очень горевал.
Но в его жизни появилась другая любовь. Он однажды, проходя у реки маленького щенка. Он принес его домой, выходил, выкормил. Назвал он его Муму.
Они стали самыми лучшими друзьями. Муму всегда бегала за ним, а вечером охраняла его каморку. Но счастье Герасима и Муму долго не продлилось. Капризная барыня велела избавиться от Муму, потому что Муму лаяла по ночам и мешала ей спать.
Очень сложно описать, как горевал Герасим. Он сам вызвался убить Муму. Он был с ней до самой последней минуты добрый и ласковый. Он не мог ослушаться приказа барыни и сделал то, что обещал.
Но сила его души и чувство собственного достоинства были очень велики. Выполнив все, что ему сказали, он больше не вернулся к барыне. Он ушел обратно в деревню. К своим полям и лесам. К природе, которая была ему очень близка и которую он очень любил.
Скоро барыня умерла и в поместье про него забыли. Тургенев, когда писал это произведение, хотел рассказать людям, как велик и могуч, как терпелив и кроток Русский человек.
Мечтающий о воле крестьянин и воин Пугачев после долгих странствий приходит на Яик и в разговоре с казаком-сторожем узнает о том, что мужики ждут нового царя — мужицкого. Таким царем представляется убитый Петр III — он бы дал народу волю. Эта мысль захватывает Пугачева.
Он приходит к калмыкам и призывает их оставить войско, бежать от российской присяги. Атаман Кирпичников узнает об этом и присоединяется к бунту. В казачьих войсках вспыхивает мятеж. Вместе с атаманами Оболяевым, Караваевым и Зарубиным Пугачев решает двинуться на Москву.
Вскоре к нему присоединяется уральский беглый каторжник Хлопуша, мечтающий увидеть мужицкого царя. Он требует пропустить его к Пугачеву, видя в нем воплощение своего идеала. Хлопуша предлагает захватить Уфу — это позволит пугачевцам получить собственную артиллерию.
Атаман Зарубин переманивает на сторону Пугачева все новые и новые войска — они сдаются без боя. Но уже после первых поражений в стане Пугачева начинаются раздоры. Один из восставших — Творогов — подговаривает выдать Пугачева правительственным войскам. Его поддерживает предатель Крямин. В войсках начинается паника, и вместе с Пугачевым гибнет вся его армия.
Не последнее действующее лицо поэмы — русская тоска, степной пейзаж, плачущие деревья, бесконечные пески, солончаки, версты, ветлы… С этой Россией никаким одиночкам ничего не поделать. Гибнет Хлопуша, гибнет Пугачев, — «под душой так же падаешь, как под ношей» .