Вы наверняка слышали пословицу “Береги честь с молоду, а платье снову». Что же обозначает это выражение, сохранилась ли его актуальность сегодня? Или понятие о чести кануло в Лету вместе с серебряным веком русской литературы? В статье постараемся в этом разобраться.
Несколько слов о чести
Не обращаясь к словарю, попробуем дать определение слову «честь». Прежде всего, это внутреннее определяемое каждым человеком самим для себя. Под понятие «честь» можно отнести нравственность, совесть, достоинство, доблесть. Кто-то добавит к этому списку благородство, самоотверженность, смелость, правдивость. И это все так, потому что «честь» - понятие всеобъемлющее. Измеримо ли это качество, можно ли воспитать в человеке сознание того, что оно для него важно? Нет, это состояние души, невидимое глазу человеческому и тем не менее существующее наравне с любовью, смелостью или благородством.
Чем хорошо новое платье?
На самом деле большинству людей известна только первая половина выражения - «Береги честь с молоду». Пословица же оканчивается многозначительным высказыванием, что платье нужно беречь снову.
Вспомните новое, только что купленное платье. Оно цело, красиво, сидит идеально. Если носить платье аккуратно, заботиться о нем, постирать-подлатать вовремя, вещь прослужит долго.
Честь - это не платье. Насколько она цела и оберегаема, никому не известно, кроме личности. Так нужно ли заботиться о ней, как о платье?
"Береги честь с молоду!" А зачем?
Стоит ли заботиться о том, чего никому не видно? На людях можно играть в смелость и благородство, но полезны ли эти качества? Современный мир не предполагает заботы о ком-то, кроме себя. От родителей, воспитателей, учителей мы слышим, что мир жесток, и нужно бороться, буквально «идти по головам». О каких же достоинстве и чести может идти речь в данном случае?
Школьники, изучая классические произведения и натыкаясь на фразу «Береги честь с молоду», значение ее не улавливают. «Честь нынче не в чести», - шутит молодежь, готовясь идти в бой с жизнью и соперниками за место под солнцем.
Объяснение:
Хлестаков понял, что его принимают за какое-то очень важное лицо, и рассказом о своей столичной жизни старается напустить на себя еще больше важности. Он сватается к Марье Антоновне. Сцена эта содержит пародию на любовную интригу. Но композиционная роль любовной интриги состоит в другом. С ней как бы материализуется, вплотную приближается к чиновникам еще один мираж - образ Петербурга, вожделенный, манящий. Он становится благодаря мнимому сватовству почти реальностью: семья Сквозника-Дмухановского чуть ли не переезжает в Петербург, Анна Андреевна мечтает об особом “амбре” в своей комнате, Городничий примеряет через плечо орденскую ленту. Когда перед городничим забрезжила перспектива стать родственником важного чиновника и генералом, он словно опьянел от открывшихся возможностей. Городничий грезит: "Ведь почему хочется быть генералом? Потому, что, случится, поедешь куда-нибудь-фельдъегеря и адъютанты поскачут везде вперёд: лошадей! и там на станциях никому не дадут, всё дожидается: все эти титулярные, капитаны, городничие, а ты себе и в ус не дуешь". Материализованный мираж Петербурга конкретизируется в наивных размышлениях героев.