Басня - уникальное стихотворное произведение, в котором мораль преподносится как итог аллегорического развития сюжета. Главными действующими лицами в баснях являются животные или предметы. Животные в произведениях антро Они мыслят, говорят, действуют, словом воплощают образ человека, его тип, характер.
Еще в древние времена, когда охота была главным занятием человека, изучая повадки животных, люди подмечали характерные особенности каждого вида. Из сказок и мифов мы знаем, что заяц трусоват, лиса хитра, а волк - разбойник. Баснописцы умело вплетают образы животных в повествование, создавая определенные характеры. У крылова трудится муравей, льстит лиса, судит лев, музицирует соловей, кривляется мартышка.
Но те только характеры или пороки олицетворяют собой представители фауны. Целые социальные категории воплощают собой четвероногие: лев - власть, конь - крестьянство, волк - лихих людей, домашние животные - мещанство.
Естественность и простота, с которой читатель воспринимает происходящее в мире животных, позволяет автору раскрыть порок во всей полноте. Если бы в баснях присутствовал человек, то восприятие было иное. Мы смеемся и цитируем строки бессмертных басен. Одновременно в каждом зреет понимание аллегории, понимание того, что человек, обладая венцом творения - разумом, несовершенен. Баснописец раскрывает нам глаза на нас самих, на наши слабости и пороки. А уж быть человеком или уподобиться четвероногим - решать каждому самостоятельно.
Жили-были два друга охотника, Степан и Федор. И собрались они по весне пойти в лес, на медведя охотиться. Три дня собирались, рогатины готовили, мастерство вспоминали, вспоминали, как по лесу тихо-бесшумно ходить.
А в последний день решили договориться, как добычу поделить: решили, что мясо напополам поделят, а вот как со шкурой быть? Полшкуры ведь не продашь, да и в хозяйстве лучше целая. И еще три дня они спорили и спорили, кто же шкуру себе заберет.
Вот уже и день охоты наступил, вот уже пошли Степан с Федором в лес, а так и не решили. Идут, ругаются на весь лес, всю науку охотничью забыли – и тут как споткнуться оба о спящего медведя! Ох и злой он оказался – ведь не пора была еще медведям из спячки выходить. Бросился на друзей, те кое-как успели прочь убежать да в живых остаться.
Мораль сей сказки проста – не дели шкуру неубитого медведя, а то свою шкуру проворонить сможешь. Сделай дело, а потом уже радуйся похвале заслуженной.