стихотворении Н.А. Некрасова "Школьник" встречаются следующие средства художественной выразительности:
1. эпитеты "невесёлая дорога", "ноги босы", "грязно тело", "едва прикрыта грудь", "славный путь", "последний грош", "разумен и велик", "славных, добрых, благородных, сильных", "тупых, холодных, напыщенных собой";
2. оксюморон "сон свершится наяву";
3. синекдоха "не без добрых душ на свете";
4. риторические восклицания "ну, пошёл же ради бога!", "эй, садись ко мне!", "не стыдися!", "ну что ж!", "не робей, не пропадёшь!"
5. риторические вопросы "что за дело?", "из отпущенных?"
6. обращения "дружок", "родная Русь".
Объяснение:
Гробовщик
Порохов уже много лет работает гробовщиком. Он переезжает в другую квартиру. По случаю знакомства соседи зовут его в гости. Во время шумного застолья кто-то произносит тост за заказчиков друг друга — все собравшиеся были ремесленниками и заказчиками друг у друга. Порохову предложили выпить за мертвецев, он крайне сильно обиделся и ушел. Порохов в злости думает о том, чтобы справить новоселье с мертвыми. Ночью к нему приходят все его заказчики и предъявляют претензии. Порохов просыпается в ужасе. Это был дурной сон.
Станционный смотритель
Белкин в пути попадает под дождь и находит приют у Самсона Вырина. Тот позволяет путнику переждать непогоду. У Вырина есть дочь Дуня, красивая и умная девушка. Белкин рад знакомству со столь приятными людьми. Через несколько лет он вновь проезжает по той же дороге и заходит к Вырину, но того нет дома: слуги рассказывают, что Дуню обманом увез офицер, а отец поехал за ними, нашел офицера, но тот не позволяет ему увидеть дочь. Еще через несколько лет Белкин снова приезжает к дому старых знакомых и узнает, что Вырин умер, тоскуя по дочери. А недавно Дуня приходила на могилу отца с детьми и много плакала.
Барышня-крестьянка
Муромский и Берестов не ладят уже много лет. У Муромского дочь — красивая и умная дворянка Лиза. К Берестову приезжает сын Алексей, который становится завидным женихом. Лиза хочет увидеть соседского сына, но из-за плохим отношений между отцами не может посетить их поместье. Она переодевается в крестьянку Акулину и встречается с Алексеем. Тот влюбляется в девушку. Они встречаются 2 месяца, как Муромский и Берестов налаживают отношения и решают поженить детей. Алексей влюблен в Акулину и не хочет слышать о соседской дочери. Он едет к Муромскому и застает там свою Акулину в дворянском виде.
Выстрел
Сильвио никогда не промахивается. Его вызывает на дуэль аристократ и граф. Первый выстрел совершает граф и попадает в фуражку противника. Наступает черед Сильвио. Граф заполняет свою шляпу черешней и невозмутимо ест. Сильвио отказывается продолжать схватку. Дуэлянты решают, что закончат дуэль, когда Сильвио этого пожелает. Проходит несколько лет. Сильвио читает в газете, что оппонент женился. Он приходит в его дом и предлагает закончить схватку. По жребию снова стреляет граф. Он выстреливает в картинку на стене. На шум приходит молодая жена. Она в ужасе. Граф снимает маску невозмутимости, он переживает за состояние своей жены. Этого и добивался Сильвио, он уходит и перед выходом стреляет в ту же картину и попадает в пулю графа.
Метель
Мария — красивая и состоятельная дочь помещика, влюблена в бедного прапорщика Владимира. Родители девушки ни за что не отдадут ее за него. Молодые решают венчаться тайно. В назначенную ночь оба выходят к церкви. Из-за сильной метели Владимир теряется в ночном лесу и добирается до церкви утром — он не застает ни священника, ни возлюбленную. Родители находят Марии в лихорадке, она бредит. Они узнают, что она влюблена во Владимира, и направляют ему письмо. Тот просит не вспоминать о нем и уезжает на службу. Прапорщик умирает на войне. Спустя годы Мария знакомится с Бурминым, он говорит, что одной ночью в метель зашел в храм и согласился венчаться с незнакомой девушкой, которая, увидев его лицо, лишилась сознания. Мария говорит, что это была она.