В рассказах Виктора Астафьева очень часто поднимается тема детства. Читая рассказ «Конь с розовой гривой», сразу погружаешься в чарующий мир, где земляника кажется особо вкусной, где так хочется завоевать авторитет у ребятишек из соседнего двора, и так боишься рассердить бабушку.
Название рассказу дал прекрасный пряничный конь, о котором мечтает герой повествования. Этот конь необычайно красив, у него розовая грива и розовые копытца, а сам он белый-белый. Его можно прятать за пазуху и слышать, как он там постукивает копытцами. Когда же настанет время его съесть, сколько уважения можно получить от соседский ребят! Хозяин такого прекрасного коня сразу становится всеобщим любимцем. И конечно, этот пряник просто невозможно вкусный!
С самыми лучшими намерениями герой рассказа отправляется в лес. Вот наберет он полный туесок земляники, бабушка продаст ее и купить любимому внуку пряник конем. Однако все идет немного не по плану. Как же можно собирать землянику, когда левонтьевские ребятишки шалят, смеются, придумывают разные забавы? Река манит, день такой долгий, и кажется, что землянику насобирать – пару пустяков. Вечер приходит очень неожиданно, и маленький проказник понимает, что уже не до ягод. Но коня-то хочется!
Главный герой идет на обман – засовывает в туесок траву, присыпает ее сверху ягодами и отдает бабушке. Ночью он долго не может уснуть, сомневается и переживает, и уже хочет признаться бабушке, но засыпает, а утром бабушка уезжает очень рано. Тяжелый день для мальчишки, и страшно ему, и наказания боится, и бабушку жалко.
Расплата не заставила себя долго ждать – возвратившись с рынка, бабушка всем соседям рассказывает, как подвел ее внучек, как опозорил. Главный герой просто не находит себе места от переживаний, и бабушке показываться на глаза боится. К утру следующего дня он уже ничего не хочет, кроме прощения. Так жалко ему и себя, и бабушку, так невыносимо стыдно. Когда утром к нему заглядывает дедушка, чтоб немного подбодрить внучка, тот уже не может сдержать слез.
Конечно, пришлось все равно выйти к бабушке и выслушать, как она его отчитывает. Однако мальчик рад уже и этому, он просто не выдерживает груза переживаний и раскаяния. И тут бабушка делает ему неожиданный и совершенно незаслуженный подарок – восхитительного пряничного коня. Конечно же, этого коня мальчишка запомнил на всю жизнь. Этот конь становится для него не только игрушкой и лакомством, но и символом бабушкиной любви и прощения.
– Ага! Ну какой же дурак сводит так бородавки! Ничего не выйдет. Надо пойти совсем одному в самую чащу леса, где есть гнилой пень, и ровно в полночь стать к нему спиной, засунуть руку в воду и сказать:
Ячмень, ячмень, рассыпься, индейская еда, Сведи мне бородавки, гнилая вода… – потом быстро отойти на одиннадцать шагов с закрытыми глазами, повернуться три раза на месте, а после того идти домой и ни с кем не разговаривать: если с кем-нибудь заговоришь, то ничего не подействует.
– Да, вот это похоже на дело. Только Боб Таннер сводил не так.
– Ну еще бы, конечно, не так: то-то у него и бородавок уйма, как ни у кого другого во всем городе; а если б он знал, как обращаться с гнилой водой, то ни одной не было бы. Я и сам свел, пропасть бородавок таким Гек. Я ведь много вожусь с лягушками, оттого у меня всегда бородавки. А то еще я свожу их гороховым стручком.
– Верно, стручком тоже хорошо. Я тоже так делал.
– Да ну? А как же ты сводил стручком?
– Берешь стручок, лущишь зерна, потом режешь бородавку, чтоб показалась кровь, капаешь кровью на половину стручка, роешь ямку и зарываешь стручок на перекрестке в новолуние, ровно в полночь, а другую половинку надо сжечь. Понимаешь, та половинка, на которой кровь, будет все время притягивать другую, а кровь тянет к себе бородавку, оттого она исходит очень скоро.
– Да, Гек, что верно, то верно; только когда зарываешь, надо еще говорить: «Стручок в яму, бородавка прочь с руки, возвращаться не моги!» – так будет крепче. Джо Гарпер тоже так делает, а он, знаешь, где только не был! Даже до самого Кунвилля доезжал. Ну, а как же это их сводят дохлой кошкой?
– Как? Очень просто: берешь кошку и идешь на кладбище в полночь, после того как там похоронили какого-нибудь большого грешника; ровно в полночь явится черт, а может, два или три; ты их, конечно, не увидишь, услышишь только, – будто ветер шумит, а может, услышишь, как они разговаривают; вот когда они потащат грешника, тогда и надо бросить кошку им вслед и сказать: «Черт за мертвецом, кошка за чертом, бородавка за кошкой, я не я, и бородавка не моя!» Ни одной бородавки не останется!
Объяснение: