Разница книг и фильмов. Человек после прочтения книги имеет свои представления о персонажах, об их внешности и характере. Когда же он идет смотреть фильм по прочтённой книге, то, разумеется, его представление о книге отличается от представления режиссёра, и единственное, что читатель может сказать: «это — „Хуита, там не так“». Имеется и обратное действие. Человек, посмотревший фильм, а потом прочитавший книгу, зачастую остается доволен и тем и другим! Так-то! Кроме того, есть и объективная составляющая. Дело в том, что книга и художественный фильм — совершенно разные виды творчества.
Вся «Повесть…» пропитана сарказмом и горечью. Два генерала попали на необитаемый остров. И сами себя прокормить не смогли – только бумажки в регистратуре умели перекладывать. Нашли на острове мужика, он им готовил еду и даже свил верёвку – а они его этой же верёвкой и привязали. И по Салтыкову-Щедрину здесь две стороны медали: мы мужику и сочувствуем, и недоумеваем. Как же так? Он ведь мог ничего этого не делать. Но для автора было важно иносказательно выразить положение вещей в современной ему России: рассказать про дикое барство и добровольное холопство.
Всё же самая хлёсткая фраза – это финальное предложение: «Однако, и об мужике не забыли; выслали ему рюмку водки да пятак серебра: веселись, мужичина!». В таком финале автор показывает уродливую действительность, где нормальным считается такое положение дел, где мужик, пусть и от голодной смерти генералов, достоин только пятака серебра да водки – и то от «барского» снисхождения.