Лермонтов впервые в русской литературе вывел на странице романа героя,который прямо ставил перед собой главные вопросы человеческого бытия- о цели и смысле жизни человека, о его предназначении. В ночь перед дуэль с Грушницким Печорин размышляет: "Зачем я жил?.. Для какой цели я родился?"
В главах "Тамань" и "Княжна Мэри" явственно звучит тема свободы и несвободы человека (крадет Бэлу, влюбляет в себя Мери, провоцирует Грушницкого)
В главе "Фаталист" лавный герой задает себе вопросы о судьбе,фатуме,предназначении: " И если точно есть предопределение, то зачем же нам дана воля и рассудок?".
1)Миролюбие, благорасположенность, доброта – эти высокие человеческие качества считались чрезвычайно ценными с глубокой древности и во все времена. И даже в наши дни, когда в мире, кажется, правят всепоглощающая агрессия и алчность, добро, все же существует, и это сознание согревает души тех, кто всецело открыт истинным моральным ценностям, кто стремится к лучшему и не приемлет для себя иного кредо, нежели честь, достоинство и благородство. Однако не зря утверждали древние, что к каждому поступку человека прикреплено зеркало, и злость непременно обернется злостью, а доброе деяние всегда возвратится добром. Конечно, сей постулат нельзя понимать слишком буквально, ожидая, что хороший поступок должен вернуться немедленно. На самом же деле ожидание добра в ответ на добро – не есть стремление эгоистичное, его нельзя воспринимать как некую сделку с высшими силами, стремясь совершить хороший поступок лишь в надежде на щедрую награду.
Лермонтов впервые в русской литературе вывел на странице романа героя,который прямо ставил перед собой главные вопросы человеческого бытия- о цели и смысле жизни человека, о его предназначении. В ночь перед дуэль с Грушницким Печорин размышляет: "Зачем я жил?.. Для какой цели я родился?"
В главах "Тамань" и "Княжна Мэри" явственно звучит тема свободы и несвободы человека (крадет Бэлу, влюбляет в себя Мери, провоцирует Грушницкого)
В главе "Фаталист" лавный герой задает себе вопросы о судьбе,фатуме,предназначении: " И если точно есть предопределение, то зачем же нам дана воля и рассудок?".