1. Восстановите сравнение:
Черные фраки мелькали и носились врознь и кучами там и там, как носятся на белом сияющем рафинаде в пору жаркого июльского лета…
Что за вид тропа прячется в словах черные фраки?
2. Это был среднего роста, очень недурно сложенный молодец с полными румяными щеками, с белыми, как снег, зубами и черными, как смоль, бакенбардами. Свеж он был, как кровь с молоком…
Назовите фамилию персонажа?
Какое средство выразительности три раза использовано в описании героя?
3. Узнайте героя по описанию и вставьте его имя.
ходил в несколько широком коричневом сюртуке с барского плеча и имел, по обычаю людей своего звания, крупный нос и губы. Характера он был больше молчаливого, чем разговорчивого; имел даже благородное побуждение к т.е. чтению книг, содержанием которых не затруднялся: ему было совершенно все равно, похождение ли возлюбленного героя букварь или молитвенник – он все читал с равным рвением; если бы ему подвернули химию, он и от нее бы не отказался.
Обратите внимание на выделенную фразу и напишите, какое средство выразительности передает авторское отношение к герою?
4. У кого в гостях мы оказались?
Вставьте фамилию исторического деятеля, изображенного на портрете.
…на картинах не все были птицы: между ними висел портрет и писанный масляными красками какой-то старик с красными обшлагами на мундире, как нашивали при Павле Петровиче.
5. Вставьте пропущенное слово:
Как давно вы изволили подавать сказку?
6.. Вставьте фамилию, имя и отчество героя:
На бумажке половой, спускаясь с лестницы, прочитал по складам следующее: Коллежский советник , помещик, по своим надобностям.
7.Во по содержанию 7-10 глав
А) каковы основные занятия чиновников? (гл.7)
Б) « А между тем герою нашему готовилась пренеприятнейшая неожиданность…» Что случилось на балу? (гл.8)
В) Каким эпизодом заканчивается гл.8.?
Г) Почему возник разговор о капитане Копейкине? Раскройте роль главы о капитане Копейкине.
В буржуазном литературоведении «Демон» постоянно ставился в связь с традицией произведений о духе зла, богато представленной в мировой литературе («Каин» и «Небо и земля» Байрона, «Любовь ангелов» Мира, «Эмак» А. де-Виньи и др.) Но даже компаративистские изыскания приводили исследователе к выводу о глубокой оригинальности русского поэта. Понимание тесной связи лермонтовского творчества в том числе и романтического, в современной поэту русской действительности и с национальными традициями русской литературы, что является руководящим принципом для советского лермонтоведения, позволяет по-новому поставить вопрос об образе Демона у Лермонтова, как и о его романтической поэзии вообще. Тот романтический герой, который впервые был обрисован Пушкиным в «Кавказском пленнике» и в «Цыганах» и в котором автор названных поэм, по его собственным словам, изобразил «отличительные черты молодежи 19-го века», нашёл законченное развитие в романтическом образе Демона. В «Демоне» Лермонтов дал свое понимание и свою оценку героя-индивидуалиста.
Лермонтов использовал в «Демоне», с одной стороны, библейскую легенду о духе зла, свергнутом с неба за свой бунт против верховной божественной власти, а с другой – фольклор кавказских народов, среди которых, как уже говорилось, были широко распространены предания о горном духе, поглотившем девушку-грузинку. Это придает сюжету «Демона» иносказательный характер. Но под фантастикой сюжета здесь скрывается глубокий психологический философский, социальный смысл.
Если протест против условий, подавляющих человеческую личность, оставлял пафос романтического индивидуализма, то в «Демоне»это выражено с большей глубиной и силой.
Гордое утверждение личности, противопоставленной отрицательному миропорядку, звучит в словах Демона: «Я царь познанья и свободы». На этой почве у Демона складывается то отношение к действительности, которое поэт определяет выразительным двустишием:
И всё, что пред собой он видел
Он презирал иль ненавидел.
Но Лермонтов показал, что нельзя остановиться на презрении и ненависти. Став на пусть абсолютного отрицания, Демон отверг и положительные идеалы. По его собственным словам, он
Всё благородное бесславил
И всё прекрасное хулил.
Это и привело Демона к тому мучительному состоянию внутренней опустошенности, бесплотности, бесперспективности, к одиночеству, в котором мы застаем его в начале поэмы. «Святыня любви, добра и красоты», которую Демон вновь покинул и под впечатлением прекрасного, открывается ему в Тамаре, - это Идеал достойной человека прекрасной свободной жизни. Завязка сюжета и состоит в том, что Демон остро ощутил пленительность острого Идеала и всем своим существом устремился к нему. В этом смысл той попытки «возрождения» Демона, о которой в поэме рассказывается в условных библейско-фольклорных образах.