В романе русский народ изображен неприглядно: люди не хотят осваивать новые сферы деятельности (судопроизводство), не стремятся принять участие в преобразованиях. Но, наряду с изображением «дремучего», «необразованного» народа, автор создает образы талантливых, одаренных людей, стремление и поступки которых не остались незамеченными.
Петр, в основном проводя политику укрепления крепостнического уклада, тем не менее, пытается изменить и жизнь народа. Центральным во преобразования становится во как «растолкать людей»? Петр пытается приобщить их к культуре, вселить любовь к учению, избавить от невежества.
Главное мерило человека для Петра – в его и стремлениях, невзирая на социальный и материальный статус. Петр «открыл» школы для человека, где он мог обучаться наравне с представителями высоких званий, которых – во многих случаях – в науку пришлось гнать «дубиной». В истинный восторг приходит Петр, когда встречается с образованным человеком (вспомним Артамона Бровкина, знающего немецкий, французский и голландский языки). Поэтому и абсолютно нормальным и обдуманным кажется предложение Петра «за ум графами жаловать».
А. Толстой достоверно изображает жизнь крепостнической России, но при этом не забывает и о лучших чертах русского народа: свободолюбие, творческое отношение к труду, одаренность, чувство национальной гордости, любовь к родине, героизм, мужество. В реалистичное изображение жизни народа нередко вплетается имя Степана Разина. Стенька Разин воспринимается автором как символ мятежной русской души, символ стремления к свободе и непримиримой борьбы за свои идеалы.
Целая галерея талантливейших и людей из народа нарисована А. Толстым. Это и решительные участники разинского восстания Иван и Овдоким, и изобретатель-самоучка Кузьма Жемов, и русский богатырь кузнец Кондратий Воробьев, и палехский живописец Андрей Голиков и др. Каждый из этих героев участвует лишь в одном-двух эпизодах, но их присутствие ощущается на протяжении всего романа. Народ изображается А. Толстым как не менее важный герой, как живая активная сила с величайшей душой.
Кузьма Жемов – воплощение одаренности и духовного богатства народа. Несмотря на то что он самоучка, его знают далеко за пределами России. Кузнечное дело не приземляет Кузьму, напротив, свои знания он пытается при для реализации собственной мечты – научить человека летать: «Бог человека сделал червем ползающим, а я его летать научу». Судьба Жемова – обобран боярином, пристал к разбойникам, сидел в остроге – олицетворяет судьбу всего русского народа, в частности – его лучших представителей, нашедших в себе силы искать свою мечту и цель тончайше чувствовать и понимать природу, желанием вырваться из мрака жизни наделен иконописец Андрей Голиков. Измученный и загнанный жизнью Голиков все же исполняет свою мечту: Петр отправляет его учиться за границу, где он сможет творить, находя выход своей «чудной силе».
Важность образа народа подчеркивается и тем, что именно устами народа дается оценка многим событиям (крымские походы Голицына, расправа Петра со стрельцами). «Мнение народное» чрезвычайно значимо для автора (в его речи часто встречаются народные словечки).
Однажды я пошёл в магазин за хлебом. На улице было темно и не было людей вообще. Мне было как то не по себе. Вдруг перед моим носом перебежала дорогу чёрная кошка. Я пошёл дальше, не обращая на это внимание. подумаешь - кошка, чёрная, ну и что. Но вдруг сзади меня послышались шорохи. Я обернулся. НИКОГО. Странно! Я пошёл дальше. Но мне снова послышались шорохи. Я обернулся. Сзади меня стоял человек в чёрном. Я рванул изо всех сил вперёд. Он помчался за мной Писала от мужского лица .Больная фантазия. Конец придумай на свой лад.
Нужно быть добрыми, отзывчивыми. Не причинять другим вреда, обиды. Отвечать за свои поступки, слова. Не бояться просить прощения, прощать. Каждый человек ответственен за свои поступки и слова.
«Филька нехотя встал, вышел за калитку. Конь переступил с ноги на ногу и потянулся к хлебу. "Да ну тебя! Дьявол! " - крикнул Филька и наотмашь ударил коня по губам. Конь отшатнулся, замотал головой, а Филька закинул хлеб далеко в рыхлый снег и закричал: - На вас не напасёшься, на христорадников! Вон твой хлеб! Иди копай его мордой из-под снега! Иди копай! » В жизни и добро, и зло не уходит в никуда, все когда-то возвращается бумерангом. Последствия Филькиного поступка: 1.Слеза скатилась у коня из глаз. 2.В природе: засвистел ветер. Мело и хлестало, ревела, обезумев, метель, ломались скворечни, небо зазеленело, как лед, звезды примерзли к небу. 3.На людях: замерзли колодцы, мельница не могла работать. Отчего же стрясся тот мороз? - спросил Филька. Но оказывается, это был не единственный случай в Бережках. Сто лет тому назад случился там такой же лютый мороз. «Шёл через нашу деревню старый солдат, попросил в избе хлеба, а хозяин, злой мужик, заспанный, крикливый, возьми и дай одну только чёрствую корку. И то не дал в руки, а швырнул на пол и говорит: «Вот тебе! Жуй!» . Филька понял, что он злой и жестокий человек: «Филька, плача, рассказал Панкрату, как он обидел раненого коня и как из-за этого упал на деревню мороз» . «На реке был слышен частый стук ломов. Трещали костры. Ребята и старики работали с самого рассвета, скалывали лёд у мельницы. И никто сгоряча не заметил, что после полудня небо затянулось низкими облаками и задул по седым ивам ровный и тёплый ветер. А когда заметили, что переменилась погода, ветки ив уже оттаяли, и весело, гулко зашумела за рекой мокрая берёзовая роща. В воздухе запахло весной, навозом» .
Народная мудрость давно предупреждает нас о последствиях таких поступков. У нас много пословиц: Как аукнется, так и откликнется. Каков привет, таков и ответ. Люби ближнего своего (из заповедей Божьих) . Поступай по отношению к другим так, как ты желал бы, чтобы поступили с тобой. (Это золотое правило нравственности) . Умение прощать – свойство сильных. Слабые никогда не прощают. Нет ничего отважнее, чем победа над собой
В романе русский народ изображен неприглядно: люди не хотят осваивать новые сферы деятельности (судопроизводство), не стремятся принять участие в преобразованиях. Но, наряду с изображением «дремучего», «необразованного» народа, автор создает образы талантливых, одаренных людей, стремление и поступки которых не остались незамеченными.
Петр, в основном проводя политику укрепления крепостнического уклада, тем не менее, пытается изменить и жизнь народа. Центральным во преобразования становится во как «растолкать людей»? Петр пытается приобщить их к культуре, вселить любовь к учению, избавить от невежества.
Главное мерило человека для Петра – в его и стремлениях, невзирая на социальный и материальный статус. Петр «открыл» школы для человека, где он мог обучаться наравне с представителями высоких званий, которых – во многих случаях – в науку пришлось гнать «дубиной». В истинный восторг приходит Петр, когда встречается с образованным человеком (вспомним Артамона Бровкина, знающего немецкий, французский и голландский языки). Поэтому и абсолютно нормальным и обдуманным кажется предложение Петра «за ум графами жаловать».
А. Толстой достоверно изображает жизнь крепостнической России, но при этом не забывает и о лучших чертах русского народа: свободолюбие, творческое отношение к труду, одаренность, чувство национальной гордости, любовь к родине, героизм, мужество. В реалистичное изображение жизни народа нередко вплетается имя Степана Разина. Стенька Разин воспринимается автором как символ мятежной русской души, символ стремления к свободе и непримиримой борьбы за свои идеалы.
Целая галерея талантливейших и людей из народа нарисована А. Толстым. Это и решительные участники разинского восстания Иван и Овдоким, и изобретатель-самоучка Кузьма Жемов, и русский богатырь кузнец Кондратий Воробьев, и палехский живописец Андрей Голиков и др. Каждый из этих героев участвует лишь в одном-двух эпизодах, но их присутствие ощущается на протяжении всего романа. Народ изображается А. Толстым как не менее важный герой, как живая активная сила с величайшей душой.
Кузьма Жемов – воплощение одаренности и духовного богатства народа. Несмотря на то что он самоучка, его знают далеко за пределами России. Кузнечное дело не приземляет Кузьму, напротив, свои знания он пытается при для реализации собственной мечты – научить человека летать: «Бог человека сделал червем ползающим, а я его летать научу». Судьба Жемова – обобран боярином, пристал к разбойникам, сидел в остроге – олицетворяет судьбу всего русского народа, в частности – его лучших представителей, нашедших в себе силы искать свою мечту и цель тончайше чувствовать и понимать природу, желанием вырваться из мрака жизни наделен иконописец Андрей Голиков. Измученный и загнанный жизнью Голиков все же исполняет свою мечту: Петр отправляет его учиться за границу, где он сможет творить, находя выход своей «чудной силе».
Важность образа народа подчеркивается и тем, что именно устами народа дается оценка многим событиям (крымские походы Голицына, расправа Петра со стрельцами). «Мнение народное» чрезвычайно значимо для автора (в его речи часто встречаются народные словечки).