Знаменитое стихотворение «Парус» написано в 1832 году в Петербурге. 17-летний Лермонтов создал его во время одной из прогулок по берегу Финского залива. В первоначальном варианте первая строка звучала: «Белеет парус отдаленный». Окончательный вариант этой строки был заимствован из поэмы «Андрей, князь Переяславский» А. А. Бестужева-Марлинского.
В стихотворении нашли отражение личные переживания юноши. Незадолго до этого он покинул Московский университет, оставив мечту стать филологом. По настоянию любимой бабушки Лермонтов переехал в Петербург, намереваясь поступить в юнкерскую школу. Перед поступлением молодой человек много размышлял о своем и возможной будущей судьбе – эти мысли и чувства легли в основу произведения.
Стихотворение молодого поэта отличает не только яркая образность, мелодичность и поэтическая красота, но и отраженная в нем глубина переживаний и чувств, удивительная зрелость мысли.
Композиционно стихотворение состоит из трех строф. Композиция четко разделяет парус и лирического героя: в каждой строфе две первые строки рисуют меняющийся морской пейзаж, а две последующие строки отображают внутреннее состояние и чувства наблюдающего за парусом лирического героя. Лермонтов использует многоточие для разделения описания природы и строк, посвященных психологическому состоянию героя.
Образы стихотворения аллегоричны. Для обозначения жизни поэт использовал традиционный образ моря, символизирующий жизненные перипетии, а парус – символ самого человека, его души. Конфликт «парус – море» переходит в конфликт «человек – жизнь». Человек, брошенный в житейское море, бесконечно одинок среди таких же барахтающихся в нем людей.
В «Парусе» авторское «я» спрятано, но его легко угадать за местоимением «он»: в отличие от слова «парус», употребленного лишь в первой строке, оно встречается в тексте шесть раз.
В первой строфе образы паруса и лирического героя объединены словом «одиночество». Одиночество героя вызвано разочарованием в жизни, горечью каких-то утрат; он задается мучительным вопросом: как достичь внутренней гармонии.
Во второй строфе герой ищет от одиночества в борьбе со стихией, но, «увы», встреча с бурей не приносит счастья – счастье невозможно найти извне, оно заключено внутри человека.
В третьей строфе наперекор умиротворенной, гармоничной картине мира герой стремится обрести душевный покой в обновлении жизни, в очистительной буре.
Наряду с мотивом одиночества, Лермонтов поднимает в «Парусе» неизменно интересующую его тему – проблему цели и смысла человеческого бытия.
«Парус», являясь лирической новеллой по жанру, относится к пейзажно-символическим стихотворениям и имеет глубокий философский смысл. Пейзаж в произведении отображает внутренний мир поэта.
Стихотворение написано четырехстопным ямбом с использованием перекрестной рифмовки (первая и третья строки каждой строфы оканчиваются женской рифмой, для второй и четвертой строк применена мужская рифма).
Для усиления художественной экспрессии Лермонтов применяет в «Парусе» повторы, в том числе анафору (что ищет, что кинул), синтаксический параллелизм, инверсию (парус одинокой, стране далекой, в тумане моря голубом). Поэт широко использует олицетворения (ветер свищет, играют волны), метафоры (струя светлей лазури), эпитеты (луч солнца золотой). Насыщенность глаголами придает стихотворению динамизм. Для передачи контраста, на котором построена композиция стихотворения, Лермонтов прибегает к антитезе (стране далекой – краю родном, кинул – ищет).
Для изображения меняющейся картины морского пейзажа поэт использует звукоподражание: в первой строфе с преобладания звуков «л», «н», «м», «р» создается эффект мерного покачивания волн во время штиля; изменение моря (шум волн и свист ветра) передается путем превалирования звуков «с», «т», «щ», «ч».
В стихотворении в образе паруса виден сам поэт, его душа. «Парус» - стихотворение Лермонтова о самом себе, ведь настоящий Поэт всегда остается «одиноким» и «мятежным», а его свободолюбивая душа, полная тревожной неуспокоенности, жаждет вечных поисков, жаждет бури.
Путь к добру Васи был непрост. У него большая беда в жизни произошла. Он потерял маму. Остались лишь папа и младшая сестра. Но проблема ещё в том, что папа так сильно страдал… Из-за этого у него начались сложности с сыном. Просто дочка была похожа на маму. Папа девочку баловал. Конечно, Васе стало немного обидно. Он стал часто уходить из дома надолго. Его за это ругали, а он назло стал гулять ещё больше. И связался с плохой компанией. Там были в их городке и нищие, и разбойники. Все говорили, что Вася, значит, точно тоже станет бандитом. Отец не мог с ним поговорить нормально, а сразу начинал ругаться, поэтому Вася и возмущался, продолжал пропадать где-то.
Вася познакомился с детьми одного почти бандита (все этого человека боялись). Но у того была маленькая, которая напомнила Васе его сестре. Ему с ней няньки её почти не давали общаться. Опять же – им казалось, что он может на неё плохо повлиять! А он без неё скучал.
Так вот, та бедная девочка была совсем слаба и больна. И у неё совсем не было игрушек. Вася решил что-то для бедняжки сделать. И ему пришлось взять куклу сестры. Ну, украсть временно. Больная девочка обрадовалась такой красивой игрушке, улыбнулась. Ей даже немного лучше стало. Но это её не Хотя бы скрасило последние минуты.
А Васю обвинили в краже. Отец готов был его серьёзно наказать. А тут тот самый «бандит» пришел к ним в гости. Куклу вернул, поблагодарил Васю. То есть все разговоры были зря. Вася оказался на самом деле очень добрым и справедливым мальчиком. Думаю, что его отцу в этот момент стало стыдно за своё поведение. Отношения у них должны наладиться!
Всё может привести к хорошему. Вот я видел по телевизору, как один мальчик играл в компьютерные игры, его все ругали за это. А он подрос и выиграл кубок по этим самым играм. Выиграл очень много денег. И ещё развил в себе сообразительность и внимательность. И меня мама ругает за компьютер, а я вот стану чемпионом!
Главное, что Вася стремился делать добро. Он стремился а не стать плохим. И каждый тоже может стремится стать хорошим. Как я.