Военный путь Твардовского начался в 1939. Как военкор он участвует в походе в Западную Белоруссию, позднее в Финской кампании 1939-40.
Поворотными для поэта А. Твардовского стали годы Великой Отечественной войны, которую он фронтовым корреспондентом. В военные годы поэтический голос его приобретает ту силу, ту подлинность переживаний, без которой невозможно настоящее творчество. Стихи А. Твардовского военных лет – это хроника фронтовой жизни, состоявшей не только из героических подвигов, но и из армейского, военного быта...
О настоящих народных героях, защищавших страну от фашизма, автор знал не понаслышке. Великой В поэме талант Твардовского соединил лирическую форму повествования с солдатскими притчами и байками. Бунин так отзывался об этом произведении: "Это поистине редкая книга - какая свобода, какая чудесная удаль, какая меткость, точность во всем и какой необыкновенный, народный солдатский язык - ни сучка, ни задоринки, ни единого фальшивого, готового, то есть литературно-пошлого слова". Да, действительно, в поэме в непритязательной форме воплотились такие лучшие человеческие качества, как подлинный патриотизм, сила духа, героизм.
Наряду с этим задорным лубочно-частушечным произведением Твардовский создает и другие, в которых война предстает в своем ужасном обличье. С 1942 по 1946 год он пишет поэму "Дом у дороги", в центре которой - судьбы "подвижника-бойца" Андрея Сивцова и его жены, Анны, которую вместе с детьми угнали в Германию. В ней звучат народные мотивы, близкие жанру плача. Поэма - гимн человеческому мужеству, стойкости и самоотверженности.
Находясь в гуще событий и ежедневно наблюдая фронтовые будни, поэт создает целый ряд стихотворений о войне, в которых воспевает мужество и героизм бойцов. Наверное, самое известное из них - это:
Я убит подо Ржевом,
В безымянном болоте,
В пятой роте, на левом,
При жестоком налете.
В стихах поэта военных лет звучит и философское осмысление человеческой судьбы в дни всенародной трагедии. Так, в 1943 году написано стихотворение «Две строчки». Оно навеяно фактом корреспондентской биографии Твардовского: две строчки из записной книжки напомнили ему о бойце-парнишке, которого видел он убитым, лежащим на льду еще в ту незнаменитую войну с Финляндией, что предшествовала Великой Отечественной. И подвига он не совершил, и война незнаменитая, но жизнь ему была дана единственная – через нее-то и постигает художник подлинную трагедию всякой войны, возникает пронзительное по силе лиризма ощущение необратимости потери:
Казалось, всё начиналось как необременяющий курортный роман. Но неожиданно вспыхнувшее взаимное чувство в сердцах двух героев, кардинально меняет не только их жизненные позиции, а и освобождает их для новой жизни - жизни, начинающейся с любви. Из прожигателя жизни, страдающего от скуки, герой (Гуров) коренным образом изменяется, становясь настоящим человеком сострадать и отдавать, не требуя ничего взамен. Героиня (Анна Сергеевна), как может показаться на первый взгляд, не претерпевает каких-либо видимых изменений. Но это не совсем так. Она не меняется, но постепенно раскрывается, черпая в этой возвышенно-прекрасной стихии силы для борьбы.
Один из главных выводов, делаемых автором "Дамы с собачкой", состоит в том, что Любовь сильнее традиций и обычаев, навязанных обществом, и за неё стоит бороться.