Лермонтов жил в эпоху, которая получила название эпохи безвременья, наступившего после поражения восстания декабристов. это был период жесточайшей политической реакции. время мужания поэта пришлось на самые мрачные годы. свободолюбивые идеалы декабристов оказались под запретом, общество было напугано наступившей реакцией. господствовали грустные, унылые настроения, пессимизм и углубленность в себя. это все вызывало у поэта отчаяние и тоску: и скучно и грустно, и некому руку подать в минуту душевной невзгоды.. современность вызывала у поэта грустные настроения, поэтому его лирика проникнута таким пессимизмом. лермонтов считал, что голос поэта должен звучать, "как колокол на башне вечевой во дни торжеств и бед народных". он хотел, чтобы его голос был этим колокольным звоном.
На картине мы видим семью, которая встречает мальчика, пришедшего из школы с двойкой. Мальчик-двоечник выглядит типичным оболтусом, его одежда - расстегнутое, мятое пальто, брюки, чёрные ботинки - выглядят небрежно. В правой руке он держит перевязанный портфель, который служил мячом и санками своему хозяину, торчат старые коньки. Светлые помятые волосы, оттопыренные красные уши, румяные от свежего воздуха и игры щёки не вяжутся с подчёркнуто огорчённым лицом. Он вздыхает, всем своим видом изображая "неподдельное" переживание из-за оценки. Мальчика радостно встречает собака, она очень любит своего хозяина. Она будто просит: "Поиграй со мной". В стороне присела, оставив работу, мать. Увидев его с грустным и раскрасневшимся от мороза лицом, она поняла, что ребёнок вдоволь наигрался на улице и на самом деле не переживает о том, что получил двойку. Мать расстроенная, уставшая, она догадывается, что он ленивый и слабохарактерный. Женщина не знает, как повлиять на сына-двоечника, у нее опускаются руки. Рядом с мамой младший брат на велосипеде, который смеётся над старшим, прекрасно понимая смысл происходящего и, похоже, подшучивает над ним. За обеденным столом готовит уроки старшая сестра. Она встала, с укором глядя на брата-разгильдяя. Поза, поворот головы, взгляд - все свидетельствует о том, что она не одобряет поведение двоечника. Ее фигура четко выделена темном силуэтом в светлом дверном проёме. Окно позади неё создает двойное освещение фигуры и символизирует светлое будущее девочки. Разительный контраст представляет собой вымученная, преувеличивающая значение условной школьной оценки, реакция людей и искренняя радость животного.