В стихотворении "Поэт" акцент перенесен на анализ внутреннего сознания поэта. Стихотворение состоит из двух частей, в первой дано описание кинжала. Поэт в этом стихотворении как бы раздвоился: в нем живет и вчерашнее сознание высокой поэтической миссии пророка и сегодняшнее сознание тщетности поэтических усилий. Поэт сохраняет верность прежним идеалам и одновременно переживает гибель идеалов, которые постоянно осмеиваются толпой. Твой стих, как божий дух, носился над толпой, И отзыв мыслей благородных Звучал, как колокол на башне вечевой Во дни торжеств и бед народных. Но скучен нам простой и гордый твой язык, Нас тешат блестки и обманы; Как ветхая краса, наш ветхий мир привык Морщины прятать под румяны. Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк" Иль никогда, на голос мщенья, Из золотых ножон не вырвешь свой клинок, Покрытый ржавчиной презренья?...
Античное искусство с его непревзойденными мастерами литературы, живописи, скульптуры и зодчества пережило века. Образы и сюжеты античной мифологии широко использовались последующими поколениями, не забыты они и сегодня.
Одним из самых прекрасных для меня является древнегреческий мир о Прометее, похитившем огонь с неба и научившем людей им пользоваться. Этот миф стал нам известен благодаря сохранившемуся наследию Эсхила — основоположника античной трагедии.
Из цикла трагедий о Прометее мы узнаем, что этот титан верховному богу Зевсу захватить власть, одержать победу над другими титанами, однако воспротивился ему, когда Зевс решил уничтожить человеческий род. Согласно древнегреческой мифологии, люди раньше были неразумными, в них не было божественной искры: Раньше люди Смотрели и не видели, и, слыша, Не слышали; в каких-то грезах сна Влачили жизнь...
И все же те, кто «без мысли свершали все», привлекли внимание Прометея, и он решил им титан принес людям небесный огонь, пробудив этим их сознание, поскольку ни одно животное не имеет и сегодня такой власти над огнем, как человек. Однако это далеко не единственный подарок, который преподнес Прометей человеческому роду: он научил их счету и письму, дал ум и речь, благодаря чему люди смогли хранить свои знания и передавать их из поколения в поколение. Прометей научил людей строить жилища и укрываться в них от холода и жары, открыл секреты движения небесных светил и тайны лекарственных растений, научил ремеслам, искусствам, объяснил, как обрабатывать почву. Много добра принес Прометей человеческому роду, желая сделать людей разумными и счастливыми, но навлек из-за этого на себя гнев Зевса. Я думаю, верховный бог рассердился на титана не только за непослушание — возможно, он почувствовал силу людей, обретших знания и умения благодаря божьей искре, вселенной в них Прометеем. А любая сила — это угроза власти. Поэтому Зевс так беспощаден к ослушнику. Он велел Гефесту, богу-кузнецу, приковать Прометея к скале в дикой и пустынной местности. Власть и Насилие, посланные Зевсом, сопровождают Гефеста, и их сердца не знают жалости. Однако, испытывая страшные муки, Прометей молчит. Гордый и смелый, он не собирается раскаиваться и просить прощенья, поэтому прямо отвечает Океанидам, спрашивающим, за что Зевс осудил его на страдания: «За милосердие к людям, ибо сам он немилосерден». За непокорность Зевс обрекает Прометея на еще большие испытания, но сила титана в том, что он знает будущее: настанет день, когда неблагодарный, жестокий и мстительный Зевс будет повергнут в ничтожество и узнает на себе разницу между властью и рабством. Прометей уверен в своей правоте и не покоряется ни насилию, ни власти: Знай хорошо, что я б не променял Своих скорбей на рабское служенье...
Подвиг Прометея и сегодня вдохновляет людей на великие свершения, поскольку божественный огонь, полученный ими в дар от титана, — это сила знания и разума.
Твой стих, как божий дух, носился над толпой,
И отзыв мыслей благородных
Звучал, как колокол на башне вечевой
Во дни торжеств и бед народных.
Но скучен нам простой и гордый твой язык,
Нас тешат блестки и обманы;
Как ветхая краса, наш ветхий мир привык
Морщины прятать под румяны.
Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк"
Иль никогда, на голос мщенья,
Из золотых ножон не вырвешь свой клинок,
Покрытый ржавчиной презренья?...