создания – стихотворение было написано сергеем есениным в 1925 году, в период, когда поэт впервые оглянулся назад, чтобы подвести итог прошедшим , поразмыслить о судьбе страны, оглянуться на ее .
тема – любовь к родине, прошлое и настоящее россии – все это волнует с. есенина, заставляя искать ответы на вопросы, оценивать себя, осознавать свою роль в происходящих событиях.
композиция – кольцевая, автор начинает и заканчивает произведение одной и той же мыслью – он всегда будет любить свою родину, независимо от того, какое будущее ее ждет.
жанр – лирическое стихотворение, можно также отнести к философской лирике, так как в нем поднимаются вопросы, не имеющие единого ответа, глубокие и сложные.
стихотворный размер – написан хореем (двухсложный размер с ударением на первый слог), используется точная и неточная, мужская и женская рифма, способ рифмовки – перекрестный авав.
метафоры – “свинцовой свежести ковыль”, “не вольет мне в грудь мою теплынь”, “чужая юность брызжет новью”, “новью той теснимый”.
эпитеты – “свет луны, таинственный и длинный”, “золотой бревенчатой избы”.
олицетворения – “спит ковыль”, “плачут вербы”, “шепчут тополя”.
антитеза – “радуясь, свирепствуя и мучась, хорошо живется на руси”.
*в образе данко горький выразил свою мечту о человеке, тесно связанном с народом, способном возглавить его борьбу за свободу и счастье. в то время, когда он писал свой рассказ, он еще не видел конкретного воплощения своей мечты, но позже, в партии большевиков, он нашел людей, бесстрашно ведущих народ по пути преобразования мира. горький сравнивал ленина с «героем легенды, человеком, который вырвал из груди своей горящее сердце, чтобы огнем его осветить людям путь».
образ данко оказал громадное революционизирующее влияние на современников. необходимо вспомнить, при каких обстоятельствах появляется в легенде имя данко. люди ослабели от страха. «уже хотели идти к врагу и принести ему в дар волю свою, и никто уже, испуганный смертью, не боялся рабской жизни… по тут явился данко и спас всех один». данко спас людей от примирения с рабством и повел их на борьбу »и свободу - вот революционный смысл рассказа «старуха изергиль», с восторгом воспринятый демократической молодежью 90-х годов.
сам горький в письме к чехову высоко оценил свой рассказ: «видно, ничего не напишу я так стройно и красиво, как «старуху изергиль» написал». конечно, он был слишком строг к себе: им было создано еще немало замечательных произведений, но рассказ «старуха изергиль» действительно поражает стройностью и красотой.
гармонична композиция рассказа. реалистическое описание бурной жизни мятущейся изергиль, женщины с сильным характером и отзывчивым сердцем, является естественной связью между об эгоисте ларре и беззаветном герое данко. отличительная черта рассказа «старуха изергиль» - резкая контрастность, противопоставление хорошего и плохого, доброго и злого, светлого и темного.
противоположность двух главных героев, ларры и данко,- основа композиции рассказа. это подчеркивают художественные детали произведения г «глаза ларры холодны и горды, как у царя птиц», а в глазах данко «светилось много силы и живого огня»; легенду о ларре изергиль вспоминает при виде тени от облаков, освещенных холодным голубым сиянием луны, а о данко ей напоминают вспыхивающие в степной дали голубые языки огня. жизнь ларры, мучительная и никому не нужная, тянется бесконечно, а жизнь данко обрывается, вспыхнув ярким факелом, но в его гибели заключено подлинное бессмертие: только не щадя своей жизни, можно оставить о себе достойную память.*