Блоку удается создать лиричность в данном стихотворении, используя различные литературные приемы. Инверсия - прием, усиливающий выразительность отдельных словосочетаний и произведения в целом("Искусства музыки священной", "слух мой различал") Эпитеты - придают большую изобразительность, добавляют яркость словам, выражают большую проникновенность("голос сокровенный", " таинством прекрасным") Сравнение (скрытое) - придают большую красочность, наглядность,изобразительность образов("волнения, что всю былую красоту волной приносят из забвенья") Также можно отметить синтаксические приемы Перенос - перенос слов из одной фразы на следующую строчку позволяет автору добавить выразительности и и образности словам, возникает ощущение прерывистой, волнующейся речи, что добавляет лиричности("а ныне слух мой различал в ней чей-то голос сокровенный") Анафора - единоначалие строф. Данный прием добавляет усиление значений выражений, указывает на наиболее значимые детали стиха("то для меня мечта поет, то веет таинством прекрасным")
Анализ стихотворения А.А. Блока "О, весна без конца и без краю" Мужественная идея противостояния страшному миру, идея долга пронизывает стихотворение Александра Блока "О, весна без конца и без краю". От безверия герой возвращается к вере. Это хорошо прослеживается в стихотворении. Оно наполнено оптимизмом, имеет символическое значение, знаменующее наступление нового этапа, периода в истории России. Основная мысль стихотворения «О, весна без конца и без краю…» – двойственное чувство лирического героя, его любовь-ненависть к миру. В конечном итоге побеждает любовь, «мечта без конца и без краю». Стихотворение А.А. Блока "О, весна без конца и без краю" было написано 24 октября 1907 года. Оно входит в цикл "Заклятие огнем и мраком". В этом стихотворении звучит главный мотив лирики Блока, главная тема - "и отвращение от жизни, и к ней безумная любовь". Лирический герой решает принимать жизнь со всем её несовершенством, но готов вести вечный бой за неё. Восприятие жизни, мира у Блока оптимистическое, несмотря на его противоречивость: " За мученья, за гибель - я знаю - Все равно принимаю тебя!" Сама жизнь предстает в женском образе "с буйным ветром в змеиных кудрях." Вся сложность и противоречивость жизни изображается Блоком в виде антитезы: неудача - удача, ненависть-любовь, плач-смех. Важную роль играет повтор: "О, весна без конца и без краю-Без конца и без краю мечта!Повторение синонимов в каждом из этих выражений, заостряет на себе внимание, подчеркивается междометием "О", интонацией восклицания.Сложное и обычное, а потом символическое: "И встречаю тебя у порога С буйным ветром в змеиных кудрях, С неразгаданным именем Бога На холодных и сжатых губах".Индивидуальный авторский стиль, совокупность средств и приемов делают это стихотворение Блока произведением яркой художественной выразительности. Воспринять его смысл можно, открывая душу и сердце. Стихотворение написано трехстопным анапестом, катренами, рифмовка – перекрестная. Поэт использует различные средства художественной выразительности: эпитеты («осветленный простор», «с буйным ветром», «хмельная мечта»), риторические восклицания («Узнаю тебя, жизнь! Принимаю!»), гиперболу и анафору («Никогда я не брошу щита… Никогда не откроешь ты плечи…»); («О, весна без конца и без краю – Без конца и без краю мечта!»), метафору («в заколдованной области плача»), метонимию («бессонные ночи»), контекстные антонимы («бессонные споры» – «утро», «осветленный простор поднебесий» – «томления рабьих трудов»). Многочисленные повторы глагола «принимаю» вызываю положительные эмоции: «Принимаю!», «Принимаю тебя, неудача!», «Принимаю бессонные споры…», «Принимаю пустынные веси!», «…принимаю тебя». Эти ключевые слова становятся опорными точками композиции. Они выражены личным глаголом "принимаю", который несколько раз повторяется. Мысли и чувства лирического героя, его нравственная позиция выражают авторскую оценку.
Эпитеты - придают большую изобразительность, добавляют яркость словам, выражают большую проникновенность("голос сокровенный", " таинством прекрасным")
Сравнение (скрытое) - придают большую красочность, наглядность,изобразительность образов("волнения, что всю былую красоту волной приносят из забвенья")
Также можно отметить синтаксические приемы
Перенос - перенос слов из одной фразы на следующую строчку позволяет автору добавить выразительности и и образности словам, возникает ощущение прерывистой, волнующейся речи, что добавляет лиричности("а ныне слух мой различал в ней чей-то голос сокровенный")
Анафора - единоначалие строф. Данный прием добавляет усиление значений выражений, указывает на наиболее значимые детали стиха("то для меня мечта поет, то веет таинством прекрасным")