это заключительная часть великого романа. в ней заканчивается сюжетная линия произведения и наступает развязка взаимоотношений главных героев.
рассказчик вновь встречается с уже 26-летним онегиным. перед этим онегин долгое время путешествовал, но и это ему надоело, и вот, «он возвратился и попал, как чацкий, с корабля на ». на вечере появляется с генералом, которая привлекает всеобщее внимание публики. в светской евгений узнает татьяну. спрашивая у знакомого князя, кто эта женщина, онегин узнает, что она жена этого князя и действительно татьяна ларина. когда князь подводит онегина к женщине, татьяна совершенно не выдает своего волнения, тогда как евгений потерял дар речи. онегин не может поверить, что это та самая девочка, которая когда-то писала ему письмо.
с утра евгению приносят приглашение от князя – татьяны. онегин, встревоженный воспоминаниями, с нетерпением едет в гости, однако «величавая», «небрежная законодательница зал» словно не замечает его. не выдержав, евгений пишет женщине письмо, в котором признается ей в любви, завершая послание строками:
«всё решено: я в вашей воле,
и моей судьбе».
однако ответа не приходит. онегина снова «поймала» «жестокая хандра», он вновь заперся в кабинете и начал много читать, постоянно думая и мечтая о «тайных преданьях, сердечной, темной старины».
в один из весенних дней онегин без приглашения отправляется к татьяне. евгений застает женщину горько плачущую над его письмом. мужчина падает к ее ногам. татьяна просит его встать и напоминает евгению как в саду, в алее она смиренно выслушала его урок, теперь же ее очередь. она говорит онегину, что тогда она была в него влюблена, но нашла в его сердце лишь суровость, хотя и не винит его, считая поступок мужчины благородным. женщина понимает, что сейчас она во многом интересна евгению именно потому, что она стала видной светской . на прощание татьяна говорит:
«я вас люблю (к чему
но я другому отдана;
я буду век ему верна»
и уходит. евгений «как будто громом поражен» словами татьяны.
макар чудра – главный герой одноименного произведения горького. его идеал – гордый и свободный человек, который выше житейской рутины, всех проблем и невзгод. по словам макара: «такому человеку «благоволит удача» , «ведома воля» , «бескрайние просторы ему понятны» , «звуки морской волны сердце ему веселят» . человека не свободного он видит в образе раба, который не владеет своей жизнью. жестко утверждает, что подобные люди родились только для мирного послушания, ковыряния земли и для безвольной смерти, не успев даже могилу себе самому выкопать. такой свободолюбивый образ макара чудры подчеркивает и окружающий пейзаж (море и ветер можно отождествлять с мятежным духом персонажа) , и портрет (все в нем в гармонии, непоколебимо, мощно: «огромная трубка» , «густые столбы дыма» , «сильная поза» , «темнота стен» , он не делает ни единого движения чтобы защититься от сильного ветра, потому что ему близок «ветер свободы» . из уст макара чудры мы слышим легенду о «лойко зобаре и радде» . они любили друг друга, но судьба распределила все таким образом, что они не смогли быть вместе. они – личности независимые и гордые. в чертах героев легенды можно заметить отражение качеств и самого макара чудры. цитаты макара чудры ты славную долю выбрал себе, сокол. так и надо: ходи и смотри, насмотрелся, ляг и умирай — вот и всё! какому дьяволу нужно, чтобы люди горе горевали? кто это любит слушать, как стонет, разрываясь от горя, человеческое сердце? много хорошего было бы на свете, так его и за хорошее не считали бы.
А в каком рассказе?Название