Н.В. Гоголь. «Портрет» Задание 1. В основе цикла петербургских повестей лежит: 1) общий для всех повестей внутренний конфликт героя; 2) конфликт между героями; 3) конфликт человека и общества. Задание 2. Проблема, поставленная в повести «Портрет»: 1) место искусства в жизни людей; 2) назначение искусства; 3) трудная судьба художника. Задание 3. Рассказ о двух художниках построен по принципу: 1) типизации; 2) гиперболы; 3) антитезы. Задание 4. Трагедия художника Чарткова заключается: 1) в бедности и одиночестве; 2) в отказе от творчества; 3) в непонимании обществом его творчества. Задание 5. По мнению Гоголя, «девятнадцатый век давно уже приобрёл скучную физиономию…»: 1) министра; 2) художника; 3) банкира. Задание 6. В предложении: «Высокая кисть художника выказывалась в нём очевидно» - использована: 1) аллегория; 2) метафора; 3) гипербола. Задание 7. Портрет ростовщика является олицетворением: 1) любви; 2) добра; 3) зла. Задание 8. Художник, написавший портрет ростовщика: 1) раскаялся в содеянном, стал монахом; 2) став богатым, утратил талант; 3) получил признание. Задание 9. Повествование во второй части повести: 1) рамочное; 2) последовательное; 3) ретроспективное. Задание 10. Слова: «Ибо для успокоения и примирения всех нисходит в мир высокое созданье искусства» - произносит: 1) отец художника Б; 2) художник Б; 3) художник Чартков.
рассказ виктора астафьева «васюткино озеро» описывает приключения мальчика, который потерялся в тайге. главный герой, подросток, продержался почти пять суток в условиях, в которых даже взрослому крепкому мужчине пришлось бы тяжело. что же васютке выжить в тайге?
васютка отправляется за кедровыми орешками, по привычке взяв с собой ружье, краюшку хлеба, нож и спички. зайдя довольно глубоко в лес, мальчик с удилением замечает глухаря – редкую добычу. когда васютка, погнавшись за глухарем, окончательно понимает, что заблудился, его охватывают паника и отчаяние. тем не менее, он не позволяем этим чувствам взять над собой верх, и усилием воли заставляет себя действовать. он понимает, что если расслабится, то неминуемо погибнет. для тринадцатилетнего мальчишки приключение в тайге становится испытанием на прочность, уроком мужества. именно сила воли ему собраться с мыслями и начать что-то предпринимать.
конечно, васютка бы не выжил, если бы с самого раннего детства не впитывал в себя, как губка, знания о тайге. васютка знает, что всегда необходимо иметь при себе нож и спички. не будь у него с собой того или другого, он не смог бы развести костер, зажарить утку. в голове у мальчика целый багаж сведений о том, как ориентироваться среди деревьев, как отличать птиц по голосам, как самому добыть, ощипать и приготовить птицу. именно своим познаниям он сумел найти дорогу к озеру, которое, в конечном итоге, и спасло его. в этом озере васютка с удивлением обнаруживает огромное количество рыбы. разбирарясь прекрасно в ее сортах, мальчик понимает, что рыба речная. васютка сообразил, что озеро проточное, и, пройдя вдоль вытекающей из озера речушки, вышел к енисею.
одинокого мальчишку посреди бесконечной холодной тайги согревают мысли о доме. заботе матери у него в сумке оказалась краюшка хлеба, которую принято брать с собой в дорогу по давнему обычаю. не послушайся васютка матери, неизвестно, не потерял ли бы он сознания от истощения. васютка часто вспоминает и мать, и отца, и деда… мысли о родных, чувство ответственности не позволяют ему расслабиться и предаться унынию.
в своем рассказе писатель описывает человека, который достаточно гармонично вписывается в окружающий мир, не разрушая его, а используя его дары с умом и чувством ответственности. автор также показывает, как важно правильно воспитывать мальчиков, прививая им такие качества, как мужество, настойчивость, трудолюбие и отвагу.