Задание 1
По характерным признакам определите идейно-эсте¬тическое направление художественного метода в русской литературе XVIII—XIX веков:
1. Неудовлетворенность настоящим, гражданско-патриотическая патетика, проповедование идей независи¬мости и свободы личности, национальной самобытности, неприятие самодержавия, критическое отношение к бе¬зумному расточительству дворянства, изображение борь¬бы «двух миров».
2. Гражданско пафос, утверждение человеческого разума, выступление против религиозно-эстетической схоластики, критическое отношение к мо¬нархической деспотии и злоупотреблениям крепостниче¬ства, в основу положен принцип «подражание природе», конфликт между чувством и долгом.
3. Изображение единичной, частной обыденной жизни преимущественно «средней» личности в ее внутренней сущности, в ее повседневности, культ чувства, трогатель¬ность, чувствительность, «религия сердца», искания иде¬ального образа «жизни вне цивилизаций» (Руссо). Стрем¬ление к естественности в поведении человека, таинствен¬ному и ужасному, идеализация средневековья.
4. Стремление к правдивому изображению действи¬тельности в присущих ей противоречиях, в ее повседнев¬ности, к уяснению ее закономерностей. Идеи обществен¬ного прогресса, равенства, труда на благо общества, пре¬одоление невежества с разума.
5.Культ избранной личности, восприятие литературы как самовыражение творца, изображение дисгармонии действительности. Трагичность и исповедальность повествования, лиричность, герой – человек неистовых страстей, интеллектуально выделяющийся над толпой, вечно недовольный окружающей его обстановкой, мечтательно устремленный в будущее, в «мир небесных идеалов».
(В. Г. Белинский).
А) классицизм
Б) романтизм
В реализм
Г) сентиментализм
Д) критический реализм
Задание 2
К какому идейно-эстетическому направлению в лите¬ратуре XVIII—XIX веков принадлежат произведения русских писателей:
1. «Мцыри» М. Ю. Лермонтова.
2. «Бедная Лиза» Н. М. Карамзина.
3. «Горе от ума» А. С. Грибоедова.
4. «Разговор с Анакреоном»
М. В. Ломоносова.
5. «Недоросль» Д.И. Фонвизина.
А) классицизм
Б) сентиментализм
В реализм
Г) критический реализм
Д) романтизм
Задание 3
В 1801 году либерально настроенные сентименталис¬ты объединились в литературное общество. Назовите его:
1. «Зеленая лампа».
2. «Арзамас».
3. «Вольное общество любителей словесности, наук и художеств».
4. « Бродячая собака ».
Задание 4
Продуктивный художественный метод, положивший в основу литературных произведений выявление социальных законов, взаимосвязи характеров и обстоятельств:
а) реализм;
б) романтизм;
в) классицизм;
г) сентиментализм.
Задание 5
Строгая иерархия жанров, сатирическая направленность «низ¬ких» жанров, преобладание национально-исторической тема¬тики, культ разума характерен:
а) для классицизма;
б) романтизма;
в) реализма.
Задание 6
Интерес к философским аспектам бытия, проблематика «силь¬ной личности», экзотические сюжет и место действия — ха¬рактерные черты:
а) реализма;
б) романтизма;
в) сентиментализма.
Задание 7
Для пьес классицистов характерно:
а) конфликт между личностью и обществом;
б) социальная и психологическая типизация;
в) деление героев на положительных и отрицательных.
Задание 8
К характерным чертам реализма относится:
а) тема фатума в судьбе героя;
б) пафос вольнолюбия и борьбы;
в) типичные характеры в типичных обстоятельствах.
Задание 9
Интерес к национальной психологии, национальной самобыт¬ности, внимание к фольклору, его переработка характерны для представителей:
а) романтизма;
б) классицизма;
в) реализма.
Задание 10
Предшественником романтизма был:
а) классицизм;
б) сентиментализм;
в) реализм.
Задание 11
Определите литературное направление по тексту, смыслу фра¬зы, по названию произведения и его автору:
1)М.В. Ломоносов, Г.Р. Державин, Д.И. Фонвизин;
2)«Светлана», В.А. Жуковский
3)«Бедная Лиза», Н.М. Карамзин;
A. Классицизм.
Б. Романтизм.
B. Сентиментализм.
Робинзона Крузо" можно любить, можно не любить, но признать, что это великая книга, которая даже слово "робинзон" сделала нарицательным, придётся. Я все робинзонады обожаю с детства, даже, наверное, в детстве любила больше, чем сейчас. Правда, как ни странно, именно сам классический "Робинзон Крузо" нравился мне куда меньше, чем, например, "Новый швейцарский Робинзон" (пусть он и до приторности благочестиво-религиозный и нравоучительный) и нежно обожаемый "Таинственный остров" (кстати, если кто знает ещё какие-нибудь шикарные робинзонады, скажите мне обязательно). Нравилась мне только часть про жизнь на острове, а всё что до и после я обычно пропускала. Не буду спорить, что, может быть, именно в часто пропускаемых частях и содержался основной смысл произведения, глубокая мораль Дефо, которая говорит устами и делами Робинзона, что-то там ещё такое скучное из учебников по истории зарубежной литературы... Мне от Робинзона требовались только банальнейшие приключения. И он мне их давал. Не знаю, не смогу объяснить, откуда у меня страсть ко всем этим спискам "что, чего, откуда и как притащил", но каждый новый предмет, найденный или сделанный Робинзоном, я встречаю тихим довольным урчанием, как будто сделала его сама (ну или по крайней мере я им совместно с бедным Роби буду пользоваться). Эта дотошность и занудность, которая по логике вещей должна быть неимоверно скучной (и он принёс с корабля а) носовых платков пять штук красивых; б) кочергу; в) книжки десять штук нравоучительных) мне очень нравится. Может быть, поэтому и "Таинственный остров" меня в своё время восхитил гораздо больше, потому что там каждая крупица и тряпочка идёт в дело. Наверное, во мне говорит какой-то древний инстинкт Плюшкина и банальный вещизм.
Вообще, страшно представить, что кому-то пришлось бы столько лет жить одному на необитаемом острове. Не знаю, каким характером нужно обладать, чтобы не опустить руки, не впасть в уныние и даже не потерять человеческий облик (столько лет без какого-либо подобия общения...) Прообраз Робинзона Александр Селькирк пробыл на острове всего четыре года и почти одичал, а бесчеловечный Дефо упёк туда несчастного искателя приключений на долгие десятилетия.
А вот продолжения романа читать совершенно не хочется, несмотря даже на то, что во второй части Робинзон путешествует по столь близкой Сибири. Да и написана она, как я понимаю, только на волне успеха первой части, а третья и вовсе содержит только одни нравоучения, так что даже сами англичане того времени, которые любят такое дело, не смогли её переварить.