Главным тезисом Толстого, основанным на христианской традиции и идеалистической философии, был тезис о непротивлении злу насилием. Этот тезис был взят Толстым из Нагорной проповеди Христа. Вот почему Толстой воспринимал войну именно как кровавую бойню, противную человеческой сущности. В романе «Война и мир» он писал: «Началась война, то есть совершилось противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие» .
Отношение Льва Николаевича к историческому процессу было своеобразно: он придерживался фаталистических взглядов. Толстой полностью отвергал какие-либо обоснования и предпосылки исторического события. История (по Толстому) – непредсказуемое, стихийное явление, а все исторические события предначертаны свыше. Толстой пишет об этом своем понимании истории следующее: «Для нас, потомков, – не историков, не увлеченных процессом изыскания и потому с незатемненным здоровым смыслом созерцающих событие (имеется в виду война 1812 года) , причины его представляются в неисчислимом количестве. Чем больше мы углубляемся в изыскание причин, тем больше их нам открывается, и всякая отдельно взятая причина или целый ряд причин представляются нам одинаково справедливыми сами по себе, и одинаково ложными по своей ничтожности в сравнении с громадностью события, и одинаково ложными по недействительности своей (без участия всех других совпавших причин) произвести совершившееся событие» .
Многие исследователи считают, что историю делают отдельные личности. А. Дж. Тойнби, например, считал, что основную роль в истории играет творческое меньшинство, то есть небольшая группа людей, отдельных личностей. Но Толстой придерживается противоположного мнения. Он считает, что отдельные личности в истории практически ничего не значат, а все исторические события совершаются независимо от воли отдельных людей. Эта концепция наиболее наглядно отображена в романе «Война и мир» в образе Кутузова. Кутузов «ничего не придумает, ничего не предпримет, но он все запомнит, все поставит на свое место, ничему полезному не помешает и ничего вредного не позволит. Он понимает, что есть что-то значительнее его воли…» . Или читаем в другом месте: «Кутузов знал… что-то другое, что должно было решить дело, — что-то другое, независимое от ума и знания… »
Так что же Толстой подразумевает под этим «другим знанием» ? Это не что иное, как боевой дух войска, решающий исход любого сражения.
Толстой считает, что любая нация представляет собой совокупность отдельных личностей, и до тех пор, пока не возникнет критической, катастрофической ситуации (стихийное бедствие, война, революция) , каждая личность живет своей собственной жизнью в своем собственном мире, в своей скорлупке, ограничиваясь кругом своих, порой весьма эгоистических, проблем и стремлений. Но стоит только возникнуть критической ситуации, как в каждой личности так называемое (по Толстому) «роевое начало» . Народ (то есть совокупность всех личностей данной нации, независимо от социального положения) , подобно растревоженному улью, обороняет свою родину сообща, «всем миром» . И чем сильнее это «роевое начало» в народе, тем больше у него шансов на победу...
Началась война, то есть совершилось противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие» – так писал Лев Толстой о войне в своем романе. Великий писатель считал большой ошибкой сопротивление злу насилием, воспринимал войну как кровавую бойню. Однако война, как крупное историческое событие – неизбежна. На то есть ряд причин, и чем больше их изучать, тем больше можно понять, что она должна начаться.
В отличие от многих исследователей, которые считали что историю творят отдельные известные люди, Толстой предполагал, что, наоборот, от отдельного человека мало что зависит, и крупные исторические события происходят независимо от желаний великих людей. Для писателя каждая нация – это совокупность личностей, которые живут своей жизнью, замыкаясь в своем мире, пока не произойдет каких-либо крупных катастрофических событий: будь то наводнение, землетрясение или война. Когда начинается война, народ стремится объединиться для защиты своей страны, как говорил Толстой, и у людей роевое начало». Чем сильнее это начало, тем сильнее люди будут бороться с врагом, и тем больше будет шансов на победу.
Две главные исторические личности в романе – это Наполеон и Кутузов, они противостоят друг другу. Кутузов представляется как великий военачальник, который знает свой народ, люди ему доверяют, и он с легкостью поднимает боевой дух своего войска. Наполеон же – полная противоположность Кутузова. Французский полководец представляется в романе как эгоистичная, мелочная и высокомерная натура. Ему все равно, что думает и чувствует его народ, главное для военачальника – его собственные интересы. И если Наполеон был уверен, что именно он творит историю и является великой личностью, то Кутузов думал наоборот.
Русский полководец выражал покорность грядущим событиям, для него история – это некая неподвластная стихия, где все идет своим чередом. И что бы отдельный человек ни пытался предпринять, чтобы помешать грядущим событиям, у него не получится. Толстой очень уважительно относится к Кутузову, это видно из рассуждений главных героев романа «Война и мир», которые, как бы говорят от лица писателя.
Как однажды сказал великий писатель: человек живет в своем мире, но служит инструментом для свершения глобальных исторических событий. В объяснении истории неизбежен факт предопределенности. Желая все объяснить логически, мы еще больше запутываемся. История необъяснима, все во Вселенной имеет свой тайный смысл, непонятный для человечества.