Став инвалидом, Копейкин не получает никакой от государства: "Ну, тогда еще не сделано было насчет раненых никаких, знаете, эдаких распоряжений; этот какой-нибудь инвалидный капитал был уже заведен, можете представить себе, в некотором роде, гораздо после." Чтобы добиться от царя, Копейкин отправляется в Петербург: "Вот мой капитан Копейкин решился отправиться, судырь мой, в Петербург, чтобы просить государя, не будет ли какой монаршей милости..."
В конце концов Копейкин устает ждать и снова приходит к вельможе. Копейкин требует от генерала немедленного решения по своему делу. Пораженный дерзостью и настойчивостью Копейкина, генерал решает избавиться от него. Он предлагает Копейкину уехать из Петербурга домой, чтобы не тратиться на жизнь в столице: "...если вам здесь дорого жить и вы не можете в столице покойно ожидать решенья вашей участи, так я вас вышлю на казенный счет. Позвать фельдъегеря! препроводить его на место жительства!" Наивный Копейкин соглашается уехать, тем более что поездку ему оплачивает государство. Копейкина хватают и увозят из Петербурга. Куда он девается потом - никому не известно: "Вот его, раба божия, схватили, судырь мой, да в тележку, с фельдъегерем. "Ну", Копейкин думает, "по крайней мере не нужно платить прогонов и за то"." Спустя почти 2 месяца в рязанских лесах появляется банда разбойников. По слухам, атаманом банды оказывается сам капитан Копейкин: "...куда делся Копейкин, неизвестно; но не можете представить себе, двух месяцев, как появилась в рязанских лесах шайка разбойников, и атаман-то этой шайки был, судырь мой, не кто другой.
Труд души - само по себе необычное понятие. Как душа может трудиться? Хотя сказал поэт, что душа должна трудиться и день, и ночь. (Не помню, кто именно сказал, так как по программе мы еще не проходили это.)
Так вот, по-моему, душа может трудиться и даже должна. А сам труд души - в добрых делах, мыслях...В чтении хороших книг тоже есть труд души, в молитвах, в размышлениях над отношениями с людьми. Можно наблюдать за самим собой - это тоже труд души. Например, стоит уделить время, чтобы перед сном вспомнить свой день.
Что ты сделал хорошего? Много, так ты молодец! А плохого?! Ну, надо признать, что мы и плохое иногда делаем. То есть я. Да, делаю иногда не очень хорошие вещи, но это не специально. Обычно мне бывает стыдно, что я поленился. Мог бы сделать хорошо человеку, но подумал: "Да ну его!" А после мне стыдно становится. Даже если не поговорил с человеком, который ко мне обратился, а я был занят или расстроен. Но я тогда на другой день стараюсь все исправить. Я не люблю обижать людей. Отказать себе в чем-то, не быть эгоистом - это, честно, не так уж Но я стараюсь людям.
Если читать молитвы, вдумываться в их древние тексты, то это тоже труд. Искренние чувства вкладывать в молитву - тоже очень важно. Главное, чтобы все молитвы и добрые дела не были формальными, чтобы не для "галочки".
Мне кажется, что я становлюсь лучше. Тут главное себя не расхваливать! Это особенно плохой поступок. Даже если ты сделал что-то хорошее, то нехорошо трубить об этом на всех углах, мол, хвалите меня!
Еще большой труд заключается в благодарности. Благодарить можно и на словах, и делами. И можно чувствовать эту самую благодарность ко всему на свете! Здорово, что мы живы-здоровы!
Труд души не обязательно связан с религией или психологией, но неразрывно связан с человеком, с его работой над собой и своей жизнью. Тут важно не отлынивать, не становиться равнодушным.
Вот так важно и нужно потихъоньку тренировать свою душу.