Основная причина вранья Хлестакова — желание представить себя с другой стороны, стать другим, потому что герой глубоко убежден в собственной неинтересности и ничтожности. Это придает хвастовству Хлестакова болезненный характер самоутверждения. Он превозносит себя потому, что втайне полон к себе презрения. То раздвоение, которое станет объектом художественного исследования в романах Достоевского, уже заложено Гоголем в Хлестакове. Стать другим в собственных глазах, хотя бы даже и на несколько мгновений, очень заманчиво. Вспомним, что даже городничий, совсем уже не канцелярская «крыса» , коим является Хлестаков, и тот унижает себя нынешнего, опьяненный перспективой стать генералом. «Ведь почему хочется быть генералом? потому что случится, поедешь куда-нибудь — фельдъегеря и адъютанты поскачут везде вперед: лошадей! и там на станциях никому не дадут, все дожидается: все эти титулярные, капитаны, городничие, а ты себе и в ус не дуешь.. . вот что, канальство, заманчиво! » Хлестакову же это «заманчиво» вдвойне: слишком он ничтожен в действительности.
1. Он любит свою дочь, хотел дать ей лучшее образование, нанимал ей нянек, но хочет, чтобы она вышла замуж за богатого дворянина из "фамусовского окружения". Он считает, что Молчалин обязан ему всем. Если бы он его бы не пристроил у себя, то тот бы так и тлел в Твери. Он заигрывает с Лизой. 2. Чацкий очень рад видеть Софью. Он надеется, что её чувства еще не остыли. Но он начинает осуждать её окружение и всю Москву, таким образом отталкивая Софью от себя. 3. Если я не ошибаюсь, то это все есть в конце второго начала 3 действия. Он утверждает, что в Москве все по расчету, люди ездят на одинаковые балы и тд. Так же ему не нравится, что люди не имеют своего мнения и услужливы, подлизываются к вышестоящим.