Рассказ М. Шолохова «Родинка» входит в цикл «Донские рассказы», впервые был опубликован в газете "Молодой ленинец" в 1924 году. С него, собственно, и начинается творческая биография Шолохова. Тема гражданской войны, актуальная в то время, в этом рассказе проливает свет на ещё одну её трагическую сторону, показывая всю жестокость и нелепость. «Родинка» написана узнаваемым, своеобразным по стилистике «шолоховским» языком.
В рассказе два главных героя, таких разных, сражающихся против друг друга, каждый за свою правду. Это красный командир Николка Кошевой и старый казачий атаман. Автор повествует читателю историю их судеб, рассказывая о и настоящем. Интересно, что знакомство начинается с бытовых, пейзажных зарисовок того, что окружает героев.
«На столе гильзы патронные, пахнущие сгоревшим порохом, баранья кость, полевая карта, сводка, уздечка наборная с душком лошадиного пота, краюха хлеба» - это хата, где квартирует Николка. Она стоит над Доном: «Из окон видно зеленое расплескавшееся Обдонье и вороненую сталь воды». Третья часть начинается с такого описания: «По кочковатому летнику, по колеям, ветрами облизанным, мышастый придорожник кучерявится, лебеда и пышатки густо и махровито лопушатся».
Через эту местность ведет атаман свою банду. Обе зарисовки далеки от эстетического идеала передать запустение, будни никому не нужной войны.
Молодому командиру всего восемнадцать лет. Его детство – детство обычного ребенка, но он рано узнал горечь утраты: пропал отец, умерла мать. Он уже три года воюет, и война успела ему надоесть. Единственное, что связывает героя с воспоминания и такая же, как у отца, «величиной с голубиное яйцо, на левой ноге, выше щиколотки» родинка – символ родства, связи поколений. Николка молод, смел и горяч, «раскрылатившись, скачет один и шашкой помахивает». В этих строках он сравнивается с молодой птицей, в то же время, он «неук, сосунок», ( как жеребенок), вся жизнь впереди.
Другой главный персонаж - атаман. Шолохов показывает его нелегкую военную судьбу. «Семь лет не видал атаман родных куреней», его душа зачерствела. Всю трагичность этого передать метафора: «следы раздвоенных бычачьих копыт возле музги», с которыми автор сравнивает внутренний мир атамана. Поэтому атаман ни дня не бывает трезвым, все кучера и пулеметчики пьяно кособочатся на рессорных тачанках.
Большое значение в рассказе имеют образы животных-символов, созданные автором. Атаман сравнивается с волком: «…ведет атаман банду…как набедившийся волк». А потом уже в образе живого волка мы видим образ атамана: «Из бурелома на бугор выскочил волк, репьями увешанный. Прислушался, угнув голову вперед…Постоял волк и не спеша, вперевалку, потянул в лог, в заросли пожелтевшей нескошеной куги…». Волк – существо неприятное, отрицательное, но, в то же время, в менталитете русского человека сложился образ одинокого, голодного и поэтому несчастного волка.
Также зол, обозлен и несчастен атаман. Другое сравнение лучше понять его :«…поводья пустил и налетел коршуном». С одной стороны, коршун – смелая, сильная птица, но в последних строках рассказа Шолохов называет эту птицу стервятником. Здесь использована метафора: стервятник – это душа атамана, которая «нехотя» покидает мертвое тело. Птица тает «в сереньком, по-осеннему бесцветном небе», то есть в этом разрушенном и скучном мире.
Оба героя устали от войны. Николки мечтает пойти учиться, закаменевшая душа атамана тоскует по земле.
Старый мельник Лукич, как рука судьбы, сводит вместе два отряда. И вот в бою встречаются, полные ненавистью друг к другу, отец и сын, не зная, с кем на самом деле они сражаются. Жестокий бой – кульминация рассказа. «У опушки отчаянно застучал пулемет, а те, на шляху, быстро, как на учении, лавой рассыпалась». Самый «горячий» эпизод - бой один на один.
По биноклю, метавшемуся на груди, по бурке догадался атаман, что не красноармеец скачет, а командир. Николка смело нападает на атамана и падает под ударом его шашки. Драматичное противостояние красных и белых оборачивается семейной трагедией: отец убивает сына. Оказываются разрушены самые святые узы семьи. Вновь появляется символ кровных уз – родинка на теперь уже мертвой ноге Николки. Страшный крик увидевшего её атамана "Сынок!.. Николушка!.. Родной!.. Кровинушка моя..."- главные слова в рассказе. Атаман убивает себя. Самое страшное, что виновник их смерти, другая война - германская. Ведь если бы отец не ушел на фронт, может быть, и не оказались они по разные стороны, и может быть, не случилось бы этой трагедии.
Огромное горе всей страны, гражданская война, в рассказе сводится к трагедии конкретной семьи, становясь при этом более понятным и страшным.
Нет ничего более святого, чем любовь родителей и детей. Автор в рассказе не встаёт ни на сторону красных, ни на сторону белых. Он выступает за мир, лишенный бессмысленного противостояния.
Объяснение:
Замысел и план романа “Обломов” возникли у Гончарова еще в 1847 году; в 1849 году он уже напечатал в издаваемом Некрасовым “Литературном сборнике” главу “Сон Обломова”, которую сам впоследствии называл “увертюрой всего романа”. Эта центральная по своему значению глава “Обломова” имела чрезвычайный успех у критики и читателей той поры.
В этой главе мы впервые знакомимся с Обломовкой.
Обломовка - чудесный и дивный край! Нет здесь ни моря, ни высоких гор, ни скал, ни пропастей, ни дремучих лесов. Да и к чему они? Жители Обломовки и трех соседних деревень: Сосновки, Вавиловки и Верхлевки -тихо и мирно существуют в этом тихом уголке, кажется, отделенном от всего остального мира. Но они этой жизнью вполне довольны. Так жили их отцы, деды и прадеды, и они просто не мыслят себе другой жизни.
Что же представляет собой Обломовка? Жизнь здесь протекает совсем незаметно, и каждый день здесь похож на предыдущий. Дни идут по своему особому распорядку, сложившемуся в течение многих веков. И распорядок этот никак не нарушается с приездом гостей, которых всегда великое множество. Еще бы! Гости ведь приезжают на все праздники и всевозможные именины, то есть практически каждый день: ведь что ни день, то обязательно чьи-то именины или какой-нибудь праздник. В Обломовке даже счет дням велся не по календарю, а по различным праздникам и по приезду гостей. Когда приезжали гости, стол накрывался с еще большей тщательностью и торжественностью, а по вечерам велись длинные разговоры о происходящем вокруг них. Как правило, гости Обломо-вых - такие же дворяне из других вотчин, но среди гостей нет ни одного нежеланного. Ведь Обломовы - гостеприимные хозяева.
Жизнь здесь ленива и нетороплива, довольно безмятежна. Покой этот был нарушен лишь однажды, когда в канаве нашли какого-то приезжего. Все мужчины, поверив рассказам своих детей об ужасном змее, вооружившись вилами и топорами, пошли к канаве, где обнаружили уставшего приезжего, да там его и оставили по совету стариков.
Что же вспоминает Илья Ильич во сне о своем детстве? Помнит он свои семь лет, как возилась с ним няня, одевая его, помнит свою давно умершую мать, осыпавшую его поцелуями, расчесывавшую ему волосы, а потом подсказывавшую ему слова молитвы, помнит дом, всегда полный каких-то старичков и старушек. Ничего барчонок не делал сам.
Однажды, когда родители увидели, что их сын уже лет в пятнадцать пытается самостоятельно одеться, они очень удивились, стали охать и ахать, позвали прислугу. Они не понимали, зачем нужно делать что-то самому, если за тебя это может сделать многочисленная прислуга: Васька, Ванька, Захарка... Барчонку позволялось практически все: ему лишь запрещалось ходить в овраг и подниматься на висячую галерею, огибавшую барский дом, уже ветхую и шаткую, которую все собирались починить, но самое большее, что сделали, - это поставили деревянную подпорку.
На первый взгляд может показаться, что населяющие Обломовку люди целыми днями ничего не делают. Но разве это так? Утро в доме Обломовых не пропадало даром: стук ножей, рубивших котлеты и зелень в кухне, долетал даже до деревни. Отец Ильи Ильича сидит целое утро у окна и строго следит за всем, что делается на дворе. Сама же хозяйка, мать Обломова, вела наблюдения за приготовлением еды - забота о пище была первая и главная жизненная забота.
Объяснение:
Толстой отмечает в русских людях порой неосмысленное чувство патриотизма, которое выражалось не в громких фразах о любви к отечеству, а в решительных действиях. Жители Москвы без всякого призыва покидали древнюю столицу. Толстой подчеркивает, что для москвичей не могло быть во о том, что хорошо было бы под управлением французов в Москве или дурно так нельзя было жить, так как это было хуже всего.