Печорин этими словами хотел показать, что у него нет друзей, нет любимой женщины, которой бы он хотел оставить свое состояние. Его уставшая душа старит его преждевременно, и поэтому он выжил из тех лет, когда :"Когда умирают, произнося имя своей любезной и завещая другу клочок напомаженных или ненапомаженных волос". Но дело даже не в этом. Он не верит людям, не верит чувствам и словам, которые полны фальши и жеманного кокетства. Перед дуэлью он забыл даже о Вере, ведь ни одна женщина не нужна ему в минуты полного душевного одиночества.
Могу сказать, что по сравнению с Печориным и Онегиным, Базаров по своей натуре сильный, стойкий и человек, знающий своё дело. Базаров же идёт вверх, когда как Онегин и Печорин спускаются вниз по ступенькам. И заметьте, что Базарову всё же удалось применить свои знания во благо обществу: он занимался медициной.
Проблема нигилизма заключается в том, что:
1. Сам Николай Керсанов ещё говорил, что " Вы же всё ломаете... так надобно и строить" на что Базаров отвечает " Главное разрушить, а дальше -не наша забота".
Отрицание нигилиста приводит к развалу духовной сферы человека: черствость, холодность, безразличие... Однако человек начинает видеть мир трезво, видеть действительность и реальность.
2. Отрицание же всего приводит к одиночеству. Если заметили, Базаров был совершенно одинок. Однако, как я сказал выше по сравнению с другими героями, он этим не страдал. И даже познав любовь при общении с Одинцовой, он всё равно не утрачивает свой дух, не впадает в отчаяние.
Стоит заметить, что Базаров один такой в произведении. Все остальные последователи нигилизма - фальш.
А нужны ли такие люди как Базаров - решать вам. Я считаю, что в какой-то степени нужны. Но я не смог бы жить без любви и поэзии.
Эта глубинная связь героини с природой сохраняется на протяжении всего повествования. Татьяна живет по законам природы, в полном согласии со своими природными ритмами. Поэт говорит об этом, используя развернутое метафорическое сравнение. «Пора пришла, она влюбилась. Так в землю падшее зерно Весны огнем оживлено». И общение героини с няней, вера «преданьям простонародной старины», снам, гаданьям, приметам и суевериям — все это только усиливает эту таинственную связь в природой. Отношение к природе у Татьяны сродни древнему язычеству, в героине как будто оживает память ее далеких предков, память рода. «Татьяна — вся родная, вся из русской земли, из русской природы, загадочная, темная и глубокая, как русская сказка… Душа ее проста, как душа русского народа. Татьяна из того сумеречного, древнего мира, где родились Жар-птица, Иван-Царевич, Баба- Яга…», — писал Д. Мережковский.