ПЕРЕВЕДИ
Драматургия Карпенка-Карого разнообразна по тематике, жанрами, образами… В многогранных характерах он отобразил интересы, стремление разных социальных слоев украинского общества: капитала, миллионеров-землевладельцев и крестьян-бедняков. Сила комедии “Сто тысяч” в том, что в ней правдиво воспроизведены новые изменения жизни села, глубоко раскрыто хищнический характер сельской буржуазии, новые ее пробы эксплуатации и обогащение. Главным персонажем произведения есть Герасим Мошна.
Жизнь в его понимании состоит из двух понятий
– денег и земли, все мысли его и мечты, разговоры и поступки базируются на них. Земля для Мошны – это сокровище, основа для наживы, он говорит о ней с увлечением, благоговением: “Ох, земелька, святая земелька, божья ты дочечка! Как радостно тебя загребать вместе, в одни руки…
Глянешь глазом вокруг – это твое, там стадо пасется, а здесь зазеленевшая уже пшеница и колосится рожь: и все то деньги, деньги, деньги…”.
Он не видит другой цели в жизни, как накопление земли, мечтает о том времени, когда дом его “разопрет деньгами”. Только деньги могут вызвать у него кроткие чувства, песню, минутку
внимания к женщине, даже слезы. Автор подчеркивал, что его “Хозяин” – это “злая сатира на мужскую любовь к стяжания без ни одной другой цели.
Проблему “Стяжания для стяжания!” Карпенко-Карий разрабатывает на основе глубокого изучения тех социальных процессов, что происходили на Украине во времена бушующего развития капитализма. Карпенко-Карий использовал могущественную силу смеха не для того, чтобы развлекать, увеселять общественность, а чтобы бороться за торжество светлых, благородных Идеалов человечества. Беспощадно высмеивает драматург все безобразное и низкое.
В жизни, писатель-сатирик делает это во имя победы благородных и светлых основ жизни. В пьесе видно стремление автора подвести читателя и зрителя к полным положительным моральным выводам. Лучом своих этических взглядов драматург освещает каждое действующее лицо, каждую ситуацию и сцену в комедии.
Самым оригинальным достижением Карпенка-Карого в пьесе “Хозяин” есть образ Пузыря. Его нельзя считать целиком отрицательным героем, так как ярко выражены в характере персонажа и положительные черты. Следует отметить, что в семье Терентия Гавриловича властвует согласие, в этом есть и его заслуга. Пузырь любит свою дочь, гордится ее умом и образованностью, хотя до конца понять Соню ему не разрешает направленность на обогащение.
Наверное, самое большое его положительное качество умение вести хозяйство. Он трудолюбивый, заботливый, непоседливый, инициативный. Разве не трогает, когда он, смертельно больной, проявляет заботу о двух овечках.
У Пузыря был талант господаря-агрария, который, к сожалению, при тогдашней системе порождал зло и разорение сотен и тысяч людей.
В образе Пузыря Карпенко-Карий художественно убедительно доказывал, что не в богатстве счастья. Ведь счастливым миллионер не был, его жизненные принципы испытают крах: хищнические методы хозяйствования вызывают бунт рабочих; дочь имеет намерение выйти замуж, не считаясь с волей отца; за участие в мошенничестве его привлекают к ответственности, а непомерная зажерливость приводит до трагического конца. Итак, Пузырь стал, жертвой своих же миллионов. Для более яркого изображения образа главного героя писатель мастерски срисовал людей, между которыми жил и с которыми общался Пузырь.
Двое из них – Феноген и Лихтаренко – восприняли его науку и теперь своими принципами и жизненной целью ничем не отличаются от хозяина.
Образ Золотницкого драматург ввел, чтобы показать победу буржуазии в экономическом соревновании с дворянством. Образы Сони и Калиновича свидетельствуют о неравнодушии интеллигенции того времени к человеческой судьбе. Этими образами автор комедии утверждает, высказываясь его собственными словами, “идею любви, идею счастья, идею экономического благосостояния народа”.
Писатель обнаруживает глубокую уверенность в том, что мир неправды и зла обречен на гибель, которая в будущем восторжествует “Высшие идеалы общего добра; исчезнут причины, которые рождают эгоизм, жадность и вражду между людьми”.
Итак, произведение Карпенка-Карого – социальная сатирическая комедия, в которой высмеиваются и осуждаются явления, рожденные капиталистическим порядком, разоблачаются “властители” жизни – капиталисты, подчеркивается аморальность их поступков. В пьесе подвергаются высмеиванию и отдельные бытовые явления, которые возникли как следствие безобразных отношений в эксплуататорском обществе.
Хотя в комедии драматург и не создал положительного героя, который бы резко противостоял хищнику-миллионеру, а представители народных масс выступают лишь эпизодически, однако идеал автора довольно выразительный. Разоблачая и высмеивая, он вместе с тем утверждал то положительное, справедливое, носителем которого был народ.
Іван Карпенко-Карий — український письменник, драматург, актор, являється автором багатьох творів, одним із яких є — п'єса “Сто тисяч”. Навіть із самої назви, можна зрозуміти про що буде розповідатися.
Тому я хочу розповісти вам, про те що відбувалося у цьому творі, про головну думку яку автор намагався донести читачам і про те що, деяка частина людей на даний момент, гроші цінить більше ніж людське життя.
Головним героєм твору є Герасим Никидимович Калитка. Це дуже жадібний та скупий чоловік, якому гроші та земля важливіші за рідних. Одного дня коли його жінка попросила взяти коня, щоб з’їздити до церкви, він відмовив їй, і сказав щоб йшла пішки, тому що кінь працює 6 днів в тиждень, а сьогодні неділя, тож він повинен відпочивати, щоб в робочі дні приносив більший прибуток.
Одного разу до Калитки прийшов невідомий йому чоловік, який запропонував сто тисяч фальшивих грошей за п’ять справжніх. Звісно Герасим погодився на цю пропозицію. Никидимович робив все як говорив єврей, навіть йому прийшлося обманювати свого сина заради грошей. Він настільки жадібний, що затянув у цю аферу навіть свого кума — Савку. Єврей його обманув, він дав йому не просто фальшиві гроші, а звичайнісінькі папірці. Після цього Калитка обанкротився і вирішив покінчити з життям. Він взяв мотузку та пішов у ліс. Але спроба повіситись, виявилася невдалою, тому, що одному чоловікові удалося цьому запобігти. Після цього він ще й зрадів, тому, що помилкова віддав єврею не п’ять тисяч, а три. Але не дивлячись на це, невідомий все рівно вийшов у плюс.
Але не дивлячись на те, що Герасим хотів проміняти гроші на своє життя, я позитивно ставлюся до цього твору, тому, що ця п'єса є трагікомедією, яка поєднує в собі трагічну подію з життя головного персонажу та висміювання його глядачами. Ця трагікомедія є повчальною, тому не слід сприймати це близько до душі, а просто не бути як Калитка та не повторювати його помилок.
Тому, якщо ви не хочете закінчити, як Калитка, то слід розуміти, що гроші це і є ті самі звичайнісінькі папірці, за які не можна купити справжнє щастя.
Можна зробити висновок, що Герасимові гроші та земля важливіші не просто за своїх рідних та близьких, а навіть за своє життя. Отже, автор ніби висміює, а проте серйозно попереджає нас про небезпеку брудних грошей, які калічать душі людей, іноді змушують покінчувати з життям, спотворюючи моральні основи, від яких залежить здоров’я нації.