АСЯ — героиня повести И. С. Тургенева «Ася» (1858). А. — один из самых поэтичных женских образов Тургенева. Героиня повести — открытая, самолюбивая, пылкая девушка, с первого взгляда поражающая своей необычной внешностью, непосредственностью и благородством. Трагизм жизни А. в ее происхождении: она дочь крепостной крестьянки и помещика; этим во многом обусловлено ее поведение: она застенчива, не умеет вести себя в обществе и т. п. После смерти отца девушка оказывается предоставленной самой себе, она рано начинает задумываться над противоречиями жизни, над всем, что ее окружает. А. близка к другим женским образам в произведениях Тургенева, больше всего в ней сходства с Лизой Калитиной («Дворянское гнездо») . С ними ее роднит нравственная чистота, искренность к сильным страстям, мечта о подвиге.
Ася дана в повести через восприятие господина Н. Н. , от лица которого ведется повествование. Н. Н. встречается с ней во время путешествия по Германии, где А. живет со своим братом, ее своеобразное обаяние пробуждает в нем любовь. Сама А. впервые в своей жизни сталкивается с этим чувством, Н. Н. представляется ей необыкновенным человеком, настоящим героем. Любовь окрыляет героиню, придает ей новые силы, внушает веру в жизнь, но ее избранник оказывается безвольным и нерешительным, он не может достойно ответить на ее пылкие чувства. Решимость А. пугает его, и Н. Н. оставляет ее; первая любовь героини оказывается несчастной.
В моем понимании благородство – это состояние человеческой души, это внутренняя культура личности, это готовность жертвовать собой. Часто, слыша слово «благородный», представляется человек с гордой осанкой, уверенный в себе, аристократ с умным взглядом, а если обратиться к то благородство приписывали к людям знатных сословий. Однако в моем понимании, благородный – это не одежда и не осанка, это не отношение к дворянскому роду, это не красивые слова, которые, как ветер. А сама же одежда – лишь оболочка, которая может скрывать гнилую натуру. Благородство – это поступки, которые и определяют эту степень. Кстати, в наше время благородство можно приравнять к интеллигентности, то есть, благородный он же интеллигентный человек – это тот, который имеет внутреннюю культуру, человек с большой доброй душой, наделенный такими качествами, как честность, отзывчивость, добродушие, гуманность, умение прощать, что закладываются в человеке еще с детства. Это когда другим, например, слабым, старым, нуждающимся в людям тихо и не заметно, просто потому, что так правильно, а не ради славы, признания. Рассуждая о благородстве в своем сочинении, вспомнились слова академика Бим-Бада, которыми я и завершу свое размышление: «Самое надежное в нашем мире – это благородство духа. Не по рождению, не по крови, а по уму и чести».