Былины.
Для объяснения происхождения и состава былин существует несколько теорий:
Теория мифологическая видит в былинах рассказы о стихийных явлениях, а в богатырях — олицетворение этих явлений и отождествление их с богами древних славян (Орест Фёдорович Миллер, Афанасьев Александр Николаевич).
Теория историческая объясняет былины как след исторических событий, спутанных порой в народной памяти (Леонид Майков, Квашнин-Самарин).
Теория заимствований указывает на литературное происхождение былин (Теодор Бенфей, Владимир Стасов, Веселовский, Игнатий Ягич), причём одни склонны видеть заимствования через влияние Востока (Стасов, Всеволод Миллер), другие — Запада (Веселовский, Созонович)
Дастан — эпическое произведение в фольклоре или литературе Ближнего и Среднего Востока, Юго-Восточной Азии. Обычно дастаны являются фольклорной или литературной обработкой героических мифов, легенд и сказочных сюжетов.
Дастан описывает фантастические и авантюрные ситуации, в нём нередко усложнённый сюжет, несколько гиперболизированы события и идеализированы герои.
В западном литературоведении термин «дастан» обычно не употребляется.
Чаще всего «Дастан» используется в именах людей, и совмещается с именем Керез.
Объяснение:
Значительная часть детства и юности Рубцова в селе Никольское Вологодской области. Годы, проведенные в окружении среднерусской природы, оказали огромное влияние на последующее творчество поэта. Кроме того, значительное место в его наследии занимает тема деревни. К ней Николай Михайлович всегда относился с особенной любовью и бесконечной нежностью деревянная изба нередко в стихотворениях Рубцова становится местом, где герой обретает покой, умиротворение, отдыхает душой и телом. При этом поэт не любил, когда его причисляли к числу деревенских авторов.
Стихотворение «Утро», написанное в середине 1960-х годов, представляет собой небольшую пейзажную зарисовку, не лишенную философских моментов. Перед читателями предстает радостная картина раннего утра – горит заря, очнулся от дремы лес, «тени сосен падают в реку». На землю приходит очередной день, который с восторгом встречают взрослые и дети. Лирический герой также испытывает исключительно позитивные эмоции. Утро ему воспрянуть духом, словно родится заново. Получается, ранее его что-то беспокоило, тревожило, но Рубцов предпочитает оставить это на откуп читательской фантазии. В лучах утреннего солнца герой собирается увидеть все «в самом лучшем свете» — цветущий луг, деревья, лошадь на мосту, избы. Если вечер – время подведения итогов, то начало дня – период надежд. Мир пробуждается, преображается, и вместе с ним меняется человек. В финале стихотворения возникает тема родины, которая часто фигурирует в лирике Николая Михайловича разных лет. Лирический герой признается, что вдали от любимой земли неизменно тоскует по ней, по ее особенной красоте, заключенной в вещах и незамысловатых. Деревенская красота, упоминаемая Рубцовым, как правило, скромна, но от этого она не становится хуже. Более того – ей присуще своеобразное обаяние, полюбив ее единожды, человек уже никогда не будет к ней равнодушным.
Николай Михайлович – поэт, умевший чувствовать и передавать непритязательную на первый взгляд красоту русских сел и деревень. Он редко прибегал к излишне мудреным образам, не в последнюю очередь именно благодаря этому его стихотворения до сих пор пользуются широкой популярностью. Часто тексты Рубцова становились основой для песен. Среди положенных на музыку произведений – «Синенький платочек», «В горнице», «Журавли».